Разъединение школ. Причины начала объединения учебных заведений

М.В. Моисеева, директор ГБОУ «Гимназия № 1540», г. Москва

Мне как директору понятны экономические преимущества объединения школ . Действительно, содержать полупустое здание при небольшом контингенте обучающихся нецелесообразно, а обеспечивать достойные условия для работы и учебы при действующем «подушевом» принципе финансирования, когда деньги идут за учеником, практически невозможно. Кроме того, в маленькой школе при переходе на новую систему оплаты труда неизбежно возникают проблемы с поиском средств для материального стимулирования работников, а без этого невозможно создать квалифицированный педагогический коллектив.

В Москве реструктуризация сети образовательных учреждений необходима еще и потому, что здесь за последние годы очень сильно изменилась география проживания населения: где-то жилые кварталы превратились в деловые центры с офисами, бутиками и ресторанами, а где-то, наоборот, возникли новые спальные районы, в которых проживает большое количество детей. Так что объединение школ — это дань времени, а не результат злой воли чиновников.

Конечно, у этого процесса есть свои минусы: стресс для педагогов и обучающихся, вынужденных менять место работы и учебы, разрушение сложившихся традиций… Хорошо, если объединяются близкие по духу школы, где образовательный и воспитательный процессы построены на сходном фундаменте, где педагогический коллектив и родители придерживаются одной и той же философии. Однако так бывает не всегда. Поэтому объединять школы нужно осторожно, стараясь сохранить то лучшее, что было в каждой из них.

В любом случае, если школа не набирает детей, ей нужно меняться: либо уходить в самостоятельное плавание, «бить лапками», учиться выживать в новых экономических условиях и становиться конкурентоспособной, либо признать нежизнеспособность своей концепции развития и соединиться со школой, наиболее близкой по стилю и духу, но работающей более эффективно.

Таким образом, объединение школ неизбежно, но нужно делать все возможное, чтобы это не происходило по принципу классических рейдерских захватов, а базировалось на понимании выгод и преимуществ обеих сторон процесса, если такие преимущества очевидны.

С.С. Новикова, директор МОУ «Ниноровская ООШ», д. Нинорово Угличского р-на Ярославской обл.

Наша школа — сельская , малокомплектная и малочисленная. В настоящее время в ней обучается 48 детей. В то же время это самая крупная по количеству обучающихся сельская основная общеобразовательная школа в Угличском районе, и нам есть с чем сравнивать. В условиях подушевого финансирования маленьким школам очень трудно выживать. Многие из них еле сводят концы с концами. Объединение — это, может быть, один из путей их сохранения, поскольку в новой школе дети будут учиться, а педагоги будут работать в хороших условиях.

В нашем районе реструктуризация сети образовательных учреждений началась с объединения школ и детских садов. Таким образом удалось сохранить места для дошкольников, поскольку региональный бюджет распространялся на воспитанников дошкольной группы, являющейся структурным подразделением школы, а юридически самостоятельные дошкольные учреждения финансировались только из муниципального бюджета.
Что касается минусов объединения, то это транспортные проблемы, поскольку школы находятся одна от другой на значительном расстоянии, и юридические, «бумажные» дела, на которые уходит много времени и сил.»

А.А. Седельников, зав. лабораторией государственно-общественного управления Красноярского краевого ИПКиППРО

В отдельных конкретных случаях, наверное, может быть польза от объединения двух школ, но делать это нужно аккуратно, вдумчиво и не спеша. Я против кампанейщины во всем, в том числе и в показушном массовом объединении ради объединения, без понятного прогнозируемого результата, с большим количеством неисследованных рисков. Кроме того, я против создания видимости масштабных реформ, которые нужны только для демонстрации фиктивных преобразований и якобы модернизаций лично тем, кто их организует и проводит.»

М.Н. Бородина, директор ГБОУ «СОШ № 849», г. Москва

Я и мои коллеги считаем, что объединение школ может принести педагогам , ученикам и их родителям массу проблем, поскольку повлечет за собой нарушение целостности образовательно-воспитательного процесс а, а также отрицательно повлияет на результаты сдачи выпускных экзаменов в 9-х и 11-х классах. Кроме того, в новой школе придется заново формировать коллектив, создавать психологический микроклимат и традиции. На это могут уйти годы, а тем временем детей школьного возраста станет больше, и им негде будет учиться.
Мы понимаем экономическую целесообразность реструктуризации, но призываем чиновников отнестись к этому процессу со всей ответственностью для того, чтобы не сделать хуже.

Г.А. Ахметова, директор МОУ «СОШ № 6», г. Челябинск

Я против объединения школ, если они полноценны по комплектованию и образовательный процесс в них организован на должном уровне. Если же этого нет, то школы надо объединять по принципу «слабая» плюс «сильная». В большом городе нецелесообразно содержать школу численностью меньше 500 человек. Заработная плата учителей будет низкой, и, следовательно, работа непродуктивной.»

А.И. Вавилов, ст. науч. сотр. Института развития образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ — Высшая школа экономики», г. Москва

Объединение школ — это дальновидная политическая акция, которая в конечном счете благотворно скажется на качестве общего образования. Ее правовым механизмом является «присоединение» недостаточно успешных школ к более успешным. Согласно закону все имеющиеся у присоединяемой школы обязательства перед работниками, обучающимися и их родителями в полном объеме «переносятся» на новую школу, поэтому бояться, что чьи-либо права будут нарушены, не стоит.

Для обучающихся, и это главное, объединение школ даст только плюсы: они будут учиться в хороших классах с современным оборудованием и смогут посещать различные кружки и секции, работу которых будет оплачивать государство. И не факт, что им придется переходить в другое здание. В крупных городах здания школ не освобождаются, на них просто меняется вывеска.

Для педагогов последствия объединения школ не столь однозначны. С одной стороны, в крупном коллективе они смогут получать помощь от опытных учителей, методистов, а также пользоваться лучшим учебным оборудованием. С другой стороны, у них могут возникнуть проблемы с оформлением трудовых отношени й. Как известно, трудовые договоры всех работников присоединяемой школы должны перезаключаться на прежних условиях. Однако после этого администрация вправе попробовать их изменить в связи с проводимыми организационными и технологическими мероприятиями. Возможно, что для некоторых педагогов новые условия работы окажутся неприемлемыми, например в связи с усилением ответственности за результаты образовательного процесса, введением новых технологий обучения и т. д. В то же время это даст шанс педагогам повысить свою квалификацию и соответственно конкурентоспособность на рынке труда.

П.В. Ларионов, юридический консультант информационного центра «МЦФЭР Ресурсы образования»

К основным плюсам объединения школ относятся снижение бюджетных расходов на содержание пустующих зданий (ремонт, отопление, электроэнергию и т. д.), возможность задействовать потенциал успешных коллективов для продвижения передовых идей и повышение качества образовательных услуг для обучающихся.
Что касается минусов, то это прежде всего сокращение работников школ, а также трудности, с которыми столкнутся обучающиеся в период адаптации к новому коллективу .

Если говорить о реструктуризации сети образовательных учреждений в сельской местности, то, вероятно, пострадает организация досуга детей и подростков, поскольку во многих населенных пунктах они являются культурными центрами. Кроме того, появятся транспортные проблемы, а это значит, что, к примеру, на факультатив или продленку после уроков смогут оставаться не все дети, поскольку они должны будут подстраиваться под расписание школьного автобуса.

Опрос провела Е.В. Дикова

Вопрос юристу:

Произошла реорганизация школы, к ней присоединили детский сад. Работодатель обнаружил несоотвествие должностных инструкций выполняемой работе и оплате. например, машинист по стирке белья получает зплату по 2 разряду, а выполняет функции соответствующие первому. решили поменять её, а работник отказывается её подписывать.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
А работодатель показал функционал машиниста по стирке белья 1 и 2 разряда? Первый разряд для машиниста по стирке белья не предусмотрен по ЕТКС.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Вы хотели задать вопрос?

Или предоставить нам возможность погадать за вас?
———————————————————————

Какие права имеют учителя присоединяемой школы при реорганизации школы путем присоединения?…

Вопрос юристу:

Какие права имеют учителя присоединяемой школы при реорганизации школы путем присоединения?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
На сохранение рабочих мест, в частности.
———————————————————————

Подскажите, как написать заявление о несогласии родителей о реорганизации школы…

Вопрос юристу:

Подскажите, как написать заявление о несогласии родителей о реорганизации школы

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте. Пишите коллективное письмо в произвольной форме.
———————————————————————

реорганизация школы…

Вопрос юристу:

Подскажите пожалуйста! нашу среднюю школу хотят реорганизовать в 9 летку. Дело в том, что наш поселок разделен федеральной ЖЕЛЕЗНОЙ дорогой.На одной стороне ж/д наша единственная школа, на другой три школы, рядом расположенные.В классах по 18-19 детей.Учителя получают сельские надбавки к з/п. Отдел образования мотивирует, что экономически не выгодно. Дети перейдут в другие школы, там откроют параллельные классы.Тогда какова экономическая выгода и есть ли смысл реорганизации, если затраты на ученика все равно будут независимо в какой школе будет ребенок учиться..

На какие нужды уйдут сэкономленные от реорганизации средства, если они уже заложены в бюджет этой школы до конца года.Как нам отвоевать школу? Помогите пожалуйста. За что можно зацепиться?И еще вопрос,Если сделать школу, как филиал средней школы и убрать административный состав, то есть ли возможность оставить по закону 10-11 класс?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте. Обратитесь в надзорный орган отдела образования местного муниципалитета, а также в прокуратуру. Обратитесь с иском в суд, при отрицательном решении — в вышестоящий, затем при необходимости в Верховный, Конституционный, Страсбургский. Мотивируйте нарушением прав детей, опасностью перехода железной дороги.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Гульнара, обращаться необходимо в районный отдел образования.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
В отделе образования данные изменения уже видимо согласованы, поэтому лучше в прокуратуру.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Лучше дождаться ответа, конечно же, но при необходимости можно и сразу.
———————————————————————

Я -директор школы, в настоящее время на больничном. начали процесс реорганизации школы в центр образования- должны ли меня…

Вопрос юристу:

Я -директор школы, в настоящее время на больничном. начали процесс реорганизации школы в центр образования- должны ли меня поставить в известность об изменениях условий труда

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Если у Вас меняется трудовая функция или иные условия трудового договора, то должны предупредить за 2 мес (ст. 74 ТК РФ)
———————————————————————

Правомерна ли реорганизация школы путем объединения с другими школами и детскими садами (создание так называемого комплекса…

Вопрос юристу:

Правомерна ли реорганизация школы путем объединения с другими школами и детскими садами (создание так называемого комплекса и, соответственно, нового юридического лица), если в отношении этой школы в производстве находятся не менее четырёх судебных исков (гражданские дела) от учителей и родителей?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Правомерна. Суд по ходатайству истцов произведёт замену ответчика его правопреемником.

Статья 44 ГПК РФ. Процессуальное правопреемство

1. В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица , уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

2. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

3. На определение суда о замене или об отказе в замене правопреемника может быть подана частная жалоба.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Уважаемый Александр! Сейчас объединение проходят все ДОУ и СОШ г. Москвы. Эксперимент не из лучших, особенно, если согласно Уставу школы родителей и учеников забыли об этом объединении спросить. Независимо от количества исков дела будут рассматриваться в порядке правопреемства, особенно, если Ваши иски касаются самого обучения, претензий к учителям и т.д. В связи с тем, что при объединении у холдинга будет один директор рекомендуем напрямую обратиться к нему с Вашими претензиями. Высока вероятность, что директор будет лоялен. Есть опыт, при котором директор холдинга пошел навстречу родителям, другое дело, что родитель — адвокат). Постарайтесь найти контакт с директором, если, конечно, он и директор Вашей школы — не одно лицо.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте, Александр!

Да, правомерно. Могу помочь по искам. Обращайтесь.
———————————————————————

Здравствуйте, нужно ли писать заявление на увольнение при реорганизации школы?…

Вопрос юристу:

Здравствуйте,нужно ли писать заявление на увольнение при реорганизации школы?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Нет, могут переводом оформить.
———————————————————————

Подскажите, пожалуйста, при реорганизации школы путем присоединения двух школ к третьей, которая становится головной,…

Вопрос юристу:

Подскажите, пожалуйста, при реорганизации школы путем присоединения двух школ к третьей, которая становится головной, какие выплаты должны быть выплачены руководителям реорганизуемых школ, если трудовые отношения у них были оформлены с управлением образования (т.е. с другой организацией). Заранее благодарю.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Добрый день

В вашем вопросе не совсем полон. О каких выплатах идет речь Выплаты при увольнении в результате реорганизации или руководители продолжают работать, но на других должностях, или должности, за остались. Размер выплат так же может указываться в трудовых договорах. Уточните пожалуйста Ваш вопрос
———————————————————————

У нас реорганизация школы в форме присоединения. Назначение руководителя комплекса происходит по умолчанию действующего…

Вопрос юристу:

У нас реорганизация школы в форме присоединения. Назначение руководителя комплекса происходит по умолчанию действующего директора к кому присоединились или обязательно должны быть выборы. нас интересует документ регламентирующий этот вопрос.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Кто принимал решение о реорганизации — тот и устанавливает, а вовсе не законом регулируется.
———————————————————————

При реорганизации школы путем присоединения к другой школе, руководителем объединенного учреждения планировалось поставить…

Вопрос юристу:

При реорганизации школы путем присоединения к другой школе, руководителем объединенного учреждения планировалось поставить директора присоединяемой школы (предварительная устная договоренность). Каким образом можно избежать ситуации, когда после закрытия всех счетов руководитель присоединяемой школы может остаться без работы?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Школы частные и что за школы? Уточните.
———————————————————————

Я работаю в школе зам. директора по УВР. Происходит реорганизации школы путем слияния нескольких школ. Меняется штатное…

Вопрос юристу:

Я работаю в школе зам.директора по УВР. Происходит реорганизации школы путем слияния нескольких школ. Меняется штатное расписание. Сокращается должность заместителя директора по УВР. Предлагают должность методиста с выполнением функционала по допсоглашению. ввести в штатное расписание должность заведующего учебной части отказываются, объясняя тем, что такой должности нет в квалификационном справочнике. Мне до пенсии по выслуге лет осталось 1,5 года. Методист по ФЗ о пенсии не является должностью, которая имеет право на выслугу лет. Но в том же законе есть должность зав.учебной части. Согласно приказу ДОгМ № 166 Приказ об утверждении методических рекомендаций по составлению штатного расписания от 01.03.2011 сказано, что прописывать должности данной группе лиц (претендующим на пенсию по выслуге лет) согласно ФЗ о пенсии (от 2002 г). Могу ли я настаивать на изменении должности зам.директора по УВР на зав.учебной части?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Могу ли я настаивать на изменении должности зам.директора по УВР на зав.учебной части?

—можете настаивать. обратитесь в профсоюз. он у пед.работников. мощный. или обжалуйте действия директора в прокуратуру

МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

При обнаружении нарушений закона (ст. 24 Закона) или прав и свобод человека и гражданина (ст. 28 Закона) прокурор или его заместитель вносит представление о устранении выявленных нарушений в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих: об этих мерах сообщается прокурору в письменной форме.

В случае, если в деяниях должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости от характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25 Закона, ст. 37 УПК РФ, ст. ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ).
———————————————————————

При реорганизации школы из основной в начальную документы заводить все новые (как для начальной школы) или продолжаем те…

Вопрос юристу:

Здравствуйте! При реорганизации школы из основной в начальную документы заводить все новые (как для начальной школы) или продолжаем те что были в основной школе

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте Альфия Петровна! в дополнение к ответам юристов. При реорганизации школы из основной в начальную Вы должны обратить внимание на постановление вышестоящего руководства, в нем должны быть отражены данные об изменении устава и переоформлении лицензии на образовательную деятельность, это обязательно при изменении названия, структуры, подчиненности, адреса и редакции в тексте устава.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Вносите изменения в регистрационные документы.
———————————————————————

Вопрос юристу:

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Если вы были переведены значит отпуск не должен уменьшиться. а сохраниться — жалуйтесь в прокуратуру на нарушение прав
———————————————————————

Расчет отпуска и отпускных при реорганизации школы….

Вопрос юристу:

Расчет отпуска и отпускных при реорганизации школы.

Я работаю в школе с 20 августа. Нашу школу реорганизуют(только на бумаге, школа, дети, учителя остаются, просто приходит другая школа и мы теперь — третье лицо, т. е. слияние). Как мне должны перерасчитать отпуск и отпускные, если сама реорганизация началась 24.04. 13. Когда она закончится, никто не знает. Вроде бы к концу июня. Но предупредили нас вот только. Получается, я не проработала и года. Отпуск будет меньше на несколько дней.А следующая организация должна будет увеличить отпуск ровно на столько дней больше?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Если это реорганизация, то ваши трудовые отношения остаются как и прежде.

Отпуск не может быть меньше, он должен предоставляться по ранее утвержденному графику и в полном размере.

Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации


———————————————————————

В течение какого срока должны быть уведомлены родители и педагоги о реорганизации школы?…

Вопрос юристу:

В течение какого срока должны быть уведомлены родители и педагоги о реорганизации школы?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте. Не менее чем за месяц.
———————————————————————

При реорганизации школы с сотрудниками был произведен полный расчет (выплачена компенсация за неиспользованный отпуск)…

Вопрос юристу:

При реорганизации школы с сотрудниками был произведен полный расчет (выплачена компенсация за неиспользованный отпуск).При этом оформлены у нового работодателя переводом. В известность работники поставлены не были.. Получается, что в новой организации отпуск будет неполный. Можно ли что-то сделать?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Здравствуйте, Ольга!

Отпуск согласно ТК РФ 28 дней. Удачи.
———————————————————————

Работала зам. директора по УВР, в связи с реорганизацией школ, перевели на должность старшего педагога-организатора, в этом…

Вопрос юристу:

Работала зам.директора по УВР, в связи с реорганизацией школ, перевели на должность старшего педагога-организатора, в этом году следующий этап реорганизации. Перевели на должность педагога-организатора без письменного и устного уведомления, понизилась зарплата. Какие мои дальнейшие действия, т.к. данная ситуация меня не устраивает.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Какие мои дальнейшие действия, т.к. данная ситуация меня не устраивает.

Действия не законны.

Пишите жалобу в трудовую инспекцию.

УДАЧИ ВАМ
———————————————————————

Реорганизация школы путем слияния…

Вопрос юристу:

Здравствуйте! В Москве происходит реорганизация школ путем слияния. Директора, завучи, бухгалтера и заместители директора остаются без должности. Подскажите, пожалуйста, подпадают ли они под сокращение и должны ли им выплатить денежную компенсацию? Т.к. до нашего сведения довели информацию, что будет предложена должность, а если мы не соглашаемся, то выплатять только двухнедельную компенсацию.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Уважаемая Ирина!

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Статьей 74 ТК установлен порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда

В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

При увольнении на основании пункта 7 части первой статьи 77 ТК работнику согласно статьи 178 ТК выплачивается пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Удачи Вам.
———————————————————————

Может ли проводиться реорганизация школ в середине учебного года?…

Вопрос юристу:

может ли проводиться реорганизация школ в середине учебного года?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Если приказ о реорганизации вышел — то будут проводить.

Все зависит от собственника.
———————————————————————

Собираются у нас на селе провести реорганизацию школы. Закрывают среднюю школу, а оставляют только начальные классы. Как…

Вопрос юристу:

Добрый день! Собираются у нас на селе провести реорганизацию школы. Закрывают среднюю школу,а оставляют только начальные классы.Как можнопо закону сохранить нашу школу.Кому и как обратиться.Спасибо.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Обратитесь с жалобой в прокуратуру.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, ст. 35, ст 10 ФЗ «О Прокуратуре РФ» прокурор обращается в суд за защитой прав и интересов, при нарушении социальных прав и свобод,трудовых прав, жилищных прав, для защиты семьи,материнства, отцовства и детства.
———————————————————————

законная ли реорганизация школы без схода жителей села?…

Вопрос юристу:

У нас сельская школа, в ней обучается 66 человек из которых большая половина из приёмных семей плюс 17 дошкольников. Нашу школу хотят реорганизовать в филиал рядом с соседней школой. при этом мнение жителей не учитывается. Родители приёмных детей это не устраивает, так как дети должны быть под их присмотром. Вожможно ли отстоять интересы родителей и как это сделать?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
По новому Федеральному закону "Об образовании в РФ", вступающему в действие с 01.09.2013 года

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
———————————————————————

Возможна ли реорганизация школы во время учебного года. Районная администрация собирается 13 старшеклассников возить на…

Вопрос юристу:

Возможна ли реорганизация школы во время учебного года. Районная администрация собирается 13 старшеклассников возить на автобусе в соседнее село. Нам говорят что после первой четверти школа станет девятилеткой.

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Надо разбираться,насколько это законно и обоснованно. Начните с заявления к главе администрации. Пишите коллективное заявление с требованием разъяснить происходящее и дать ссылки на норма закона, которыми они руководствуются. В двух экземплярах, один с подписью главы и датой принятия оставляете у себя. Удачи!
———————————————————————

реорганизация школ…

Вопрос юристу:

Доброй ночи! Нашу школу 274 реорганизуют с другой школой и технологическим колледжей, родителям сказано, что решение принято и возражений быть не может. Согласие родителей нигде не зафиксировали и не спрашивали. Что нам делать?

Ответ юриста на вопрос: реорганизация школ
Школа это муниципальное государственное учреждение и реорганизуется по решению Администрации города, поэтому Вашего согласия не требуется. Конечно если Вы видите какое-либо нарушение Ваших прав или прав Вашего ребенка возможно обратиться с жалобой в соответсвующие органы.
———————————————————————

    ГК РФ опираться о не знании об установленных сроках?… Вопрос юристу: Как правильно сформулировать просьбу о продлении срока продления наследства, если отсутствует уважительная причина, на ка…

    Пожалуйста, объясните, а лучше приведите примеры как на практике применяется реорганизация: Слияния, Присоединения,… Вопрос юристу: Здравствуйте. Пожалуйста, объясните, а лучше приведите при…

    Необходима ли ребенку регистрация для обучения в школе Санкт-Петербрурга, если он гражданин РФ… Вопрос юристу: Необходима ли ребенку регистрация для обучения в школе Санкт-Петербрурга, если…

    В связи с реорганизацией ВУЗа, можно ли превестись из филиала в головной ВУЗ в средине семестра… Вопрос юристу: В связи с реорганизацией ВУЗа, можно ли превестись из филиала в головной ВУЗ в…

    увольнение при реорганизации отдела… Вопрос юристу: Я находилась в очередном трудовом отпуске, мне позвонили с работы и объявили, что наш отдел где я работаю подлежит реорганизации. На вновь…

И снова возвращаюсь к излюбленному вопросу по объединению школ. В машине случайно попала на радиостанцию (кажется сити FM), где в очередной раз обсуждался проект слияния школ. Не знаю, кто из представителей гос.учреждений общался с ведущим, но суть не в этом. Он озвучил четкую позицию чиновников - "Вы - родители, не понимаете всех благ от слияния школ"....Куда благими намерениями вымощена дорога, думаю все помнят...))

Скажу, честно, как родитель и как человек, имеющий образование в области государственного и муниципального управления - НЕ ПОНИМАЮ! Да и с чего бы нам родителям что-то понимать, если все проводится в жизнь под грифом "секретно". Но раз уж, представители департамента образования так настойчиво твердят о слиянии, как о волшебной палочке, решающей все проблемы, предлагаю попытаться выстроить логическую цепочку фактов "ЗА" и "ПРОТИВ".

Пункт 1. "Совершенно секретно".

Вызывает опасение и недоверение сам процесс объединения школ. Если это действительно так прекрасно и решит разом все проблемы образования, то почему проекты по слиянию держаться в такой тайне от родителей учеников, объединяемых школ (я уж не трогаю объединение ВУЗов)? Почему нельзя донести до родительской общественности все эти "блага", о которых мы не догадываемся?

Я помню, как внедрялся ЕГЭ. Очень спорная штука, много было дебатов. Однако, все это проходило открыто. Были выбраны подопытные школы, где достаточно долго проводился эксперимент над живыми учениками. Результаты также открыто обсуждались.

Что мы наблюдаем в реализации проекта по слиянию - полное отсутствие информации, "запугивание" учителей, директоров, "несвоевременное информирование родителей (я уж не говорю о том, как и в каких формах эта новость преподносится). Как-то не очень красиво эта "реформа" началась, поэтому и доверия со стороны родителей к ней нет.

Таким образом, информационный вакуум, в котором пребывают родители - это аргумент против. Позитивные новости "из танка" не сообщают, о них кричат открыто.

Пункт 2. "Простая математика".

Объединяются (предположим) 2 школы.

1. Значит уходит часть учителей и один бухгалтер (директор поглощаемой школы становится "наместником" основного директора, поэтому его не считаем). Экономия на зараплате (хотя не скажу, что учителя отличаются высокими зарплатами....их и средними с трудом назвать можно).

2. На балансе уже не 2 школы, а одна...в чем тут прелесть понять не могу, т.к. здания все равно два и содержать-ремонтироваить их нужно по-прежнему два, только теперь номер один - считать удобней (меньше движений). Это в том случае, если здание второй школы остается под школу, а не превращается по взмаху "волшебной палочки" в магазин или спортзал или что-то еще.

3. Подушевое финансирование - это отдельная тема....однако...это тоже самое количество "душ", только под одним номером школы, а раньше они были разделены на 2 школы...Больше похоже на перекладывание денег из одного кармана в другой - суть при этом не меняется.

Пункт 3. "Благими намерениями".

Как говорилось ранее, смысл объединения сильных и слабых школ в том, чтобы подтянуть слабых до уровня сильных. Намерение прекрастное! Вместе с тем, зачем такой сложный пусть? Если в школе полный набор учащихся, а показатели успеваемости ниже плинтуса, это действительно вопрос к администрации школы и педагогическому составу.

Здесь вопрос объединения нужно рассматривать индивидуально для каждой школы. Прежде всего причины. Проблема в учителях и управлении школой - значит нужно менять в школе правила и часть учителей (точечное лечение объекта от болезни). Я не рассматрию вопрос о том, что проблема в детях. Да, есть дети из сложных и неблагополучных семей, есть сами по себе сложные дети, при этом научить их учиться (именно научить), привить им интерес к знаниям, а не дракам и наркотикам - это задача учителя. А вот объединив такую школу с "хорошей" школой может получится и обратный эффект. Дурные примеры заразительны, знаете ли.

Сливая черное и белое получится серое (все помнят, как краски в школе смешивали на ИЗО?).

Очень не однозначный пункт. А главное позитивного опыта нет, проверить и оценить нечего.

Пункт 4. "Образовательный холдинг".

Лично меня в дрожь бросает от одного подобного названия, часто употребляемого в СМИ последнее время. Это путь американской системы образования (не путать с тем, как в Европе). Именно там приняты такие образовательные системы и четкая специализация по профилям. Есть плюсы - дети, не обладающие математическим (например) талантами, выбирают себе другие предметы, где они более успешны и, таким образом, сами формируют свое обучение.

Может этот неплохо, но одно дело, когда на одни предметы упор больше, на другие меньше (в профильном классе), и совсем другое, когда части предметов нет вообще. Все-таки в целом нельзя назвать Америку страной, где большинство взрослых людей знают, где, например находится Новая Гвинея или та же Россия. Не хочу никого обидеть, но минусы их системы образования на поверхности плавают. Зачем мы идем по тому же пути?

В Европе, наоборот, распространены небольшие школы, где поддерживаются свои традиции и их система намного эффективней (опять-таки, исключительно по уровню образованности людей данное суждение высказано), даже с учетом профильного образования.

В этой теме, я "злонамеренно" не привожу никакую статистику ни по западной системе образования, ни по нашей, не делаю аналитических справок, потому что цель данного поста - это логическое рассуждение обычного человека, родителя, о ситуации (в данном случае о ситуации слияния школ). А большинство людей не копают статистику, а делают выводы на своем личном и чужом знакомом опыте...Вот такие выводы получились у меня.

Может быть у вас, уважаемые читатели, есть поправки или замечания? Может быть у кого - тот есть бесценные факты о позитивном опыте слияния школ? Поделитесь. Пишите в комментариях, все опубликую.

Объединение детских садов и школ – тема актуальная, но не новая. Еще в начале 90-х годов в столице проводился эксперимент по созданию образовательных комплексов, однако эксперимент с треском провалился. Неудачу можно объяснить юридической несостоятельностью системы на тот момент: образовательные комплексы никак не оформлялись и доходило до того, что учителям не засчитывали стаж работы в таких объединенных учреждениях. Объединение детских садов и школ, помимо этого, проходило под эгидой преемственности образования, однако на деле ничего не менялось и слова про преемственность остались лишь на бумаге.

Сейчас чиновники вернулись к мысли возродить эксперимент. Надо сказать, что за границей подобные интегрированные центры давно и успешно функционируют. Поэтому если мы говорим о США, Европе, то там ребенок начинает с 4 лет ходить в школу – не в классическую школу в нашем понимании, а дошкольное отделение образовательного центра.

Педагоги и родители относятся ко «второму дыханию» с осторожностью, а некоторые и вовсе с предубеждением. С чем связаны их опасения и почему не все учреждения с радостью поддерживают мысль о сплочении?

Объединение детских садов и школ: что по факту

Образовательный комплекс включает в себя несколько детских садов и школ, объединенных юридически. Во главе комплекса стоит директор школы. Заведующие детских садов становятся руководителями подразделений. Вполне естественно, что дублирующиеся должности (например, бухгалтер или методист) сокращаются.

Среди целей объединений также указывается «возможность большему количеству детей получить гораздо более качественное образование». Ситуация до эксперимента складывалась таким образом, что в каждом районе соседствовали престижные школы и сады, в которые, конечно, стремились все попасть, и менее популярные учреждения, которые из-за недобора оставались полупустыми. Чиновники посредством объединения сильных учреждений со слабыми надеются «подтянуть» последних и сделать все детские сады и школы в районах привлекательными для горожан.

Однако по факту, престижные школы объединяются с другими престижными школами и детскими садами. Ни одно, будем называть «элитарное» учебное заведение не пойдет на то, чтобы объединиться с учреждением, которое у населения не котируется. Поэтому одна из заявленных целей объединения не реализуется.

При этом те образовательные учреждения (как правило, их можно отнести к популярным среди населения), которые выступают против слияния, рискуют на деле остаться не у дел: все «сильные» школы и детские сады будут уже реорганизованы в образовательные комплексы, для которых новое подразделение — обуза.

Объединение детских садов и школ: плюсы

Один из существенных и самых главных плюсов объединения — экономия средств . В столице, как мы знаем, введено подушевое финансирование, то есть деньги выделяются не на все учреждение, а на одного учащегося или воспитанника. Чем больше детей входит в состав образовательного комплекса, тем он «богаче». В свете сокращения штата сотрудников, появляются свободные средства, которые можно потратить на улучшение оснащения, закупку методического материала, бонусные выплаты педагогам.

Небольшие образовательные учреждения, в которых занималось немного человек, не могли позволить себе квалифицированных специалистов : логопеда, инструктора по плаванию. В образовательном комплексе это становится возможным.

Кроме этого, усиливается преемственность дошкольного и начального школьного образований . Делается упор на знакомство ребенка со школой еще до того, как он пойдет в первый класс. Ребенок успевает адаптироваться к школьным стенам до официального поступления в школу.

Что немаловажно, ресурсы, имеющиеся в распоряжении одного учреждении комплекса, становятся доступны и остальным подразделениям : библиотека, бассейн, тренажерный зал, сенсорная комната и так далее.

Объединение детских садов и школ перспективно в плане выстраивания диалога в профессиональной сфере . Педагоги обмениваются опытом, выбирают наиболее оптимальную систему взаимоотношений, выплаты зарплат, например.

Для родителей образовательный комплекс — это большое преимущество, так как им не придется бороться за «место под солнцем» для своих детей. Дети, посещающие детский сад в составе образовательного комплекса, автоматически попадают в школу из этого же комплекса. Могут они, конечно, пойти и в другую школу, если там будут места.

Объединение детских садов и школ: минусы

Один из главных минусов – сокращение кадров . Многие педагоги теряют свои рабочие места, а найти новые становится не так-то просто.

При этом, нагрузка на оставшихся в штате сотрудников увеличивается . Не все директора готовы к расширенным полномочиям. Как известно, управлять большой страной (в данном случае, образовательным комплексом) намного сложнее, чем маленьким государством (школой).

У руководителей детских садов другие опасения: с их точки зрения, эксперимент следовало бы проводить в другом русле. Вместо того, чтобы объединять две разные ступени образования, было бы логично укрупнять дошкольные учреждения одного порядка . Кроме этого, благотворительные средства, которые раньше поступали на счет дошкольного учреждения и могли тратиться свободно на усмотрение заведующей детского сада и управляющего совета, теперь будут проходить под контролем директора школы, что существенно ограничит свободу действия с финансами.

Многие считают, что интеграция, носящая экспериментальный характер и не доработанная до конца, приведет к диктату школы над детским садом . Фактически это выразится в том, что школа будет стараться включить в детсадовскую программу как больше материала для подготовки к первому классу. Вместо приоритетного игрового направления в дошкольной программе, прописанного, кстати, в новых ФГОСах, упор будет сделан именно на подготовку ребенка к первому классу — то есть обучению.

Чем закончится эксперимент, пока не понятно, как и не совсем ясна для всех участников процесса: педагогов, руководителей и родителей четкая схема работы образовательного комплекса. Тем не менее, эксперимент продолжает набирать обороты, а Департамент образования пополняться заявками на объединение детских садов и школ.

Мнения:

Мария Яснова:

— Чушь. Детский сад — это детский сад, школа — это школа. Два разных учреждения. В школе учатся, в садике расслабляются перед школой. Какой смысл объединять их?

Вероника 65:

— Такое ощущение, что мы все это уже проходили. У меня дочка уже взрослая. В начале девяностых так было: детский сад прикреплен к школе, в саду работала подготовительная группа, в которой преподавали учителя из школы.

Анна Александровна:

— А мне кажется, что это отличная идея, очень гуманная для ребенка. За несколько лет пребывания в саду ребенок привыкнет к детям и пойдет в школу с теми же детьми, будет испытывать меньший стресс. При этом, программа в детском саду и школе будет, скорее всего, одна. Например, сейчас во многих школах занимаются по «Школе 2100». Детям она очень сложно дается. Если с нее начинать еще в саду, то все пойдет как по маслу.

Женя Алакина:

— Я живу на севере Москвы. У нас тоже вовсю идет объединение школ и садов. Правда, что это такое и для чего делается — никто не понимает. Учителя, вроде, не против — им обещают прибавку в зарплате, а садики, напротив, не горят желанием.

Реформирование в социальной сфере нашей страны коснулось и образования. Основным мотивом реформы образовательных учреждений стало их укрупнение, объединение. Объединяют не только несколько школьных организаций в единый комплекс, но и присоединяют к школе дошкольные учреждения. Таким образом, получается единый образовательный комплекс, который может состоять из нескольких ДОУ и школ. Какие причины послужили для возникновения нового формата образовательных организаций, какие положительные моменты и недостатки в этом объединении? Об этом расскажем в нашей статье.

Причины для объединения школ и дошкольных организаций:

  1. Малокомплектность образовательных учреждений . Новый закон об образовании изменил систему финансирования образовательных учреждений, ввел так называемое «подушевое» финансирование. Такой подход к финансированию образовательных организаций означает, что деньги из бюджета «следуют» за воспитанником. То есть количество средств для ДОУ будет зависеть от количества его воспитанников. Данные средства из бюджета субъекта РФ могут быть направлены на реализацию образовательной программы (для оплаты труда педагогов, на учебные пособия, расходные материалы и т.п.). А вот содержание зданий и коммунальные расходы уже ложатся на плечи местных властей. Законодатель предполагал, что такая схема финансирования должна гарантировать каждому обучающемуся право на получение образовательной услуги стандартного качества и объема вне зависимости от места его жительства, возможностей местного бюджета и других условий.
  2. Преемственность между дошкольной ступенью образования и школой . Согласно новым ФГОС дошкольного образования одной из задач стандарта является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, которые реализуются в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
  3. Экономия средств . Многие специалисты все же считают основной причиной объединения образовательных организаций - желание чиновников сэкономить на образовании. Создание единых образовательных комплексов способствует сокращению расходов на административный персонал. А иногда и количество обслуживаемых зданий значительно сокращается.

Плюсы создания образовательных комплексов:

1. Возможность реализовывать преемственность целей и задач образовательных программ дошкольного и начального образования. Преемственность может реализовываться путем:

  • взаимной работы воспитателей и педагогов из школы (это поможет педагогам лучше узнать своих будущих учеников, выбрать индивидуальный подход к ним);
  • проведения занятий для воспитанников ДОУ в школе, в ходе которых они смогут познакомиться с будущими педагогами, с новой формой обучения;
  • взаимодействие с родителями (родители смогут получить необходимую информацию о подготовке детей к школе).

К сожалению, не в каждом случае возможно реализовать весь комплекс мероприятий для воплощения принципа преемственности. Так, например, когда объединенные школы и детские сады находятся в разных зданиях. В этом случае посещение воспитанников ДОУ школьных уроков и праздников уже не кажется такой простой задачей, по сравнению с образовательными комплексами, которые объединены не только на бумаге, но и находятся в одном здании.

2. Бюджетные средства в большем количестве . Как уже было указано выше, финансирование образовательных учреждений в настоящее время предполагает «подушевой» фактор. Соответственно, чем крупнее образовательное учреждение, чем больше в нем обучается детей, тем на большее количество средств оно может рассчитывать. В крупных городах данная проблема не стоит так остро, как в сельской местности. К сожалению, в глубинке дошкольные учреждения, да и школы тоже недоукомплектованы. При новой системе финансирования таким ДОУ грозило бы закрытие из-за нехватки средств для дальнейшей работы. Объединяясь же с другими образовательными организациями, ДОУ получает новые возможности:

  • получить услуги необходимых специалистов (бухгалтер, юрист, логопед, специалист по госзакупкам и т.д.);
  • пользоваться ресурсами и помещениями школы (бассейн, библиотека, спортивный зал и т.д.).

3. Меньше ответственности для руководителей ДОУ . При объединении школы и дошкольной организации остается фактически один руководитель - директор школы. Заведующий ДОУ переходит на новую должность - заместителя директора. С одной стороны, понижение в должности может грозить и снижением заработной платы. Но, с другой стороны, такие перемены предполагают и уменьшение ответственности, и должностных обязанностей для заведующего ДОУ. Так, например, вопросы госзакупок для ДОУ могут войти в компетенцию директора школы.

Минусы укрупнения образовательных организаций:

  1. Потеря индивидуальности образовательной организации. Объединение школы и дошкольной организации без разбора, только лишь по принципу - чем больше детей, тем больше денег, грозит тем, что некоторые образовательные учреждение, которые имеют свои индивидуальные особенности, потеряют их. Существуют риски объединения образовательных организаций, где дети имеют девиантное поведение или развитие детей в объединяемых образовательных организациях будет существенно различаться.
  2. Дошкольная организация станет придатком школы. Этого опасаются многие: и руководители ДОУ, и воспитатели, и родители. Ведь единый образовательный комплекс предполагает под собой несколько образовательных учреждений (как минимум одно ДОУ и школа, а иногда несколько школ и садов). Управлять таким комплексом предстоит директору школы, принимает стратегические решения опять-таки он. И естественно, что в первую очередь его будут волновать проблемы школы, а не детского сада. Кроме того, нужно очень много времени, чтобы руководитель образовательного комплекса смог понять и вникнуть в тонкости дошкольного образования. Родителей же беспокоит то, что детский сад может превратиться для их детей в так называемую ступень подготовки к школе, а не станет самостоятельным этапом в их жизни.
  3. Сокращение персонала ДОУ. Желание чиновников сократить расходы на образование может повлечь за собой сокращение персонала ДОУ. Объединение детского сада и школы предполагает изменение в штатном расписании. Управление такими крупными образовательными комплексами также является одной из проблем. Возможно, что в целях оптимизации будет проводиться сокращение штата и закрытие отдельных подразделений. Кроме того, могут пострадать коррекционные группы в дошкольных организациях. Ведь затраты на специалистов в таких группах превышают затраты в обычных группах. Соответственно, есть риск сокращения специалистов этого направления.


error: Контент защищен !!