Реестр общеобразовательных программ основного общего образования. Основная образовательная программа общего образования

В соответствии со статьями 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ

Примерные ООП ОО разрабатываются с учётом их уровня и направленности в соответствии с ФГОС и по результатам экспертизы включаются в реестр примерных основных общеобразовательных программ, являющийся государственной информационной системой: http://www.fgosreestr.ru/ .

В настоящее время в соответствии с решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в реестр примерных основных общеобразовательных программ включены Примерная основная образовательная программа начального общего образования(http://fgosreestr.ru/node/2067)и Примерная основная образовательная программа основного общего образования(http://fgosreestr.ru/node/2068).

Вышеуказанные программы существенно доработаны по сравнению с предыдущими вариантами, в них уточнены, конкретизированы, методически подкреплены положения, связанные с результатами освоения ООП (в т.ч. с учетом концепций филологического, математического, исторического образования, введением комплекса ГТО), системой оценивания, внеурочной деятельностью, оценкой качества реализации ООП и другое.

ООП ОО, включенные в реестр, имеют статус учебно-методической, а не нормативно-правовой документации, поэтому носят рекомендательный характер и используются школой при разработке собственной основной образовательной программы.

ООП ОО принимаются коллегиальными органами управления образовательной организации в соответствии с Уставом и не требует утверждения, прохождения экспертизы и согласования в региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Объектом внешней оценки основная образовательная программа образовательной организации становится в период прохождения процедуры лицензирования, государственной аккредитации, а также государственного контроля и надзора в сфере образования.

Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленным Уставом, в котором следует указать:

порядок и периодичность разработки ООП ОО или внесения изменений в действующую основную образовательную программу (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательной организации);

состав участников разработки ООП ОО, их полномочия и ответственность.

порядок обсуждения проекта ООП ОО;

порядок утверждения ООП ОО и ввода в действие.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательной организацией с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм (в ходе ее разработки учитываются внесенные изменения, касающиеся общего объема максимально допустимой урочной и внеурочной, дневной нагрузки, возможности чередования урочной и

внеурочной деятельности (пп. 17, 20, 21) 6 . Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательная организация.

Основная образовательная программа общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 20% от общего объёма основной образовательной

программы. На ступени основного общего образования это соотношение составляет 70% и 30% соответственно, среднего общего образования - 60% и 40% 7 . Данное соотношение частей ООП ОО должно быть представленов каждом из трех разделов основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

Структура ООП ОО должна включать:

а) Целевой раздел: пояснительная записка;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков);

программы отдельных учебных предметов, курсов; программа воспитания и социализации; программа коррекционной работы.

в) Организационный раздел: учебный план;

план внеурочной деятельности; календарный учебный график;

система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Необходимо иметь ввиду, что в ООП ОО внесены изменения, согласно которым в организационный раздел наряду с учебным планом, планом внеурочной деятельности добавлен:

календарный учебный график (Приказами Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 годаN1643, 1644, 1645 уточнено, что «календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций»);

в систему условий реализации ООП - оценочные и методические материалы;

иные компоненты по усмотрению образовательной организации.

Таким образом, ООП является локальным нормативным актом, определяющим цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования в конкретной образовательной организации, 8 с учетом особенностей, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.

При реализации образовательных программ организаций может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. 9

В рамках Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 10 .

Согласно статье 15 Федерального закона № 273-ФЗ «сетевая форма реализации образовательной программы - совместная реализация образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением при необходимости организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, посредством организации сетевого взаимодействия».

Рабочие программы по учебным предметам (курсам)

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) являются составной частью содержательного раздела основной образовательной программы общеобразовательной организации. Они могут быть составлены педагогами образовательной организации с учетом примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) общего образования, входящих в государственный реестр.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения, в них не отражаются особенности образовательной программы школы, контингента обучающихся, методической системы и индивидуального стиля учителя.

Педагоги имеют право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной

программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) .

Рабочие программы учебных предметов разрабатываются в соответствии с ФГОС ОО с учетом примерных рабочих программ учебных предметов.

    Рабочие программы по учебным предметам (курсам) начального общего образования.

Структура программы учебных предметов, курсов определена ФГОС НОО 11 и должна содержать:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. В этом случае в пояснительной записке должна быть прописана обоснованность тех изменений и дополнений, которые отличают ее от примерной программы по предмету, включая особенности основной образовательной программы школы, контингента обучающихся, методической системы учителей.

Таким образом, вариативная часть рабочей программы по учебному предмету (курсу) найдет отражение в большей степени в пояснительной записке.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся составляется четко в соответствии с тем учебником, по которому осуществляется обучение.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса должны быть конкретизированы, включая результатыизучения курса по годам обучения.

Кроме того, должны быть добавлены образовательные результаты за счет изменения содержания, конкретизированы результаты по двум уровням освоения учебной программы: чему научится обучающийся в процессе изучения курса, а также чему получит возможность научиться в процессе изучения курса.

В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» по предмету, курсу указываются учебник, учебно-методические пособия, список литературы для обучающихся, развивающей их познавательный интерес к предмету, контрольно-измерительные материалы, цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), электронные образовательные ресурсы (ЭОРы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование и т.д.

    Структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) в рамках реализации ФГОС основного общего образования определена нормативным документом 12 и включает в себя следующие разделы:

пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Данная структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) обязательна при разработке рабочей учебной программы по предмету, которую целесообразно (например, «История 5-9 класс»). Это позволяет видеть перспективу, поэтапное планирование и продвижение к планируемым образовательным результатам по годам обучения.

Также разработка рабочей программы по учебному предмету может стать результатом работы методического объединения учителей предметников, в этом случае по ней могут работать все учителя, преподающие этот предмет в данной образовательной организации.

    Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в рамках реализации ФГОС среднего общего образования определена нормативным документом 13 и включает в себя следующие разделы:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Данная структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) обязательна, так же как в начальной и основной школе ее целесообразно разрабатывать на уровень обучения среднего общего образования (10-11 класс).

В соответствии с требованиями стандарта изучение учебных предметов, курсов по выбору обучающихся может вестись на базовом или углубленном уровнях. В соответствии с этим, рабочие программы по учебным предметам могут разрабатываться отдельно (рабочая программа по предмету химия (базовый уровень), рабочая программа по предмету химия (углубленный уровень) или в рамках одной рабочей программы могут быть выделены базовый и углубленный уровни изучения учебного предмета.

Ряд учебных предметов носят интегрированный характер и в учебный план среднего общего образования они внесены как единый предмет (русский язык и литература; родной язык и литература, математика: алгебра и начала анализа, геометрия) следовательно, такие предметы должны иметь одну рабочую программу. Вместе с тем, такие предметы как обществознание, Россия в мире, экология, естествознание, физкультура, ОБЖ изучаются только на базовом уровне, что должно найти отражение в рабочей программе.

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно и не должны проходить обязательную внешнюю экспертизу и согласование в региональных, муници пальных органах управления образованием и методических службах.

Кроме того, являясь частью содержательного раздела основной образовательной программы, они закрепляются локальным нормативным актом образовательной организации об утверждении основной образовательной программы и не требуют отдельного приказа.

В рабочей программе по учебному предмету должно соблюдаться то же соотношение вариативной и инвариантной части, что и в целом в ООП.

Календарно-тематическое (поурочное) планирование не является обязательной составной частью рабочей программы .

Его наличие (обязательность), периодичность составления, а также форма определяется локальным нормативным актом образовательной организации. Именно календарно-тематическое планирование является персонифицированным документом, отражающим освоение программы в конкретном классе, организованное конкретным педагогом.

Изменения в процессе учебного года вносятся в календарно-тематическое планирование, а не в рабочую программу, поскольку ее реализация должна быть обеспечена полностью. Внесение изменений должно закрепляться локальным нормативным актом образовательной организации.

В случае, когда учебный предмет реализуется за счет часов из обязательной части учебного плана и усиливается дополнительными часами из части, формируемой участниками образовательных отношений (например, математика - 4 часа из обязательной части + 1 час из вариативной) разрабатывается одна рабочая программа по математике из расчета 5 учебных часов в неделю.

В рабочую программу (пункт № 3) вносится соответствующая запись о реализации программы через обе части учебного плана. Если в вариативную часть выносится материал дополняющий, расширяющий содержание базовой программы (например, введение в геометрию, логические игры, математическое проектирование), в таком случае разрабатывается отдельная рабочая программа на данный курс, в соответствии с вышеуказанными требованиями (т.о. рабочих программ будет две - математика (4 часа) и логические игры (1 час).

При разработке рабочих программ можно использовать конструктор рабочих программ, предложенный при общественном обсуждении основных образовательных программ начального и основного общего образования на соответствующем портале (http://edu.crowdexpert.ru).

Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательной организации (письмо Минобрнауки России от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования).

Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам, курсам, соответствующее требованиям ФГОС начального, основного и среднего общего образования, определено федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В соответствии с п.3. данного документа организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до вступления в силу настоящего приказа, учебники из Федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год 14 .

Обращаем внимание на уточнения, внесенные в Федеральный перечень, в связи с утверждением историко-культурного стандарта (на данный момент научную экспертизу РИО прошли линии учебников истории издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»).

В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования (в ред. Приказах Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N1643, 1644, 1645).

Разъяснения по вопросам приобретения учебников и учебных пособий для обучающихся школ даны в письме комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 27 мая 2015 года № 19-3723/15-0-0.

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание 1. Целевой разделпримерной основной образовательной программы основного общего образования................................. 3 1.1. Пояснительная записка..................................................................................................................................................... 3 1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования.................... 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования............... 3 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.................................................................................................................................................................. 4 1.2.1. Общие положения......................................................................................................................................................... 4 1.2.2. Структура планируемых результатов......................................................................................................................... 5 1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы: ........................................................... 6 1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП............................................................................................................. 7 1.2.5. Предметные результаты............................................................................................................................................. 10 1.2.5.1. Русский язык......................................................................................................................................................... 10 1.2.5.2.Литература.............................................................................................................................................................. 11 1.2.5.3. Иностранный язык(на примере английского языка) .......................................................................................... 14 1.2.5.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка) ............................................................................ 17 1.2.5.5.История России. Всеобщая история..................................................................................................................... 21 1.2.5.6.Обществознание..................................................................................................................................................... 22 1.2.5.7. География.............................................................................................................................................................. 26 1.2.5.8. Математика............................................................................................................................................................ 28 1.2.5.9. Информатика......................................................................................................................................................... 41 1.2.5.10. Физика.................................................................................................................................................................. 43 1.2.5.11. Биология.............................................................................................................................................................. 46 1.2.5.12. Химия................................................................................................................................................................... 49 1.2.5.13. Изобразительное искусство............................................................................................................................... 51 1.2.5.14. Музыка................................................................................................................................................................. 55 1.2.5.15.Технология............................................................................................................................................................ 57 1.2.5.16. Физическая культура.......................................................................................................................................... 61 1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности....................................................................................................... 63 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.......................................................................................................................... 66 2. Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования............... 71 2.1. Программа развития универсальных учебных действий.............................................................................................. 71 2.2. Примерные программы учебных предметов, курсов.................................................................................................... 80 2.2.1 Общие положения........................................................................................................................................................ 80 2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования....................................... 81 2.2.2.1. Русский язык......................................................................................................................................................... 81 2.2.2.2. Литература............................................................................................................................................................. 83 2.2.2.3. Иностранный язык................................................................................................................................................ 95 2.2.2.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка) ............................................................................ 98 2.2.2.5. История России. Всеобщая история.................................................................................................................. 101 2.2.2.6. Обществознание.................................................................................................................................................. 114 2.2.2.7. География............................................................................................................................................................ 116 2.2.2.8. Математика.......................................................................................................................................................... 123 2.2.2.9. Информатика....................................................................................................................................................... 134 2.2.2.10. Физика................................................................................................................................................................ 137 2.2.2.11. Биология............................................................................................................................................................ 141 2.2.2.12. Химия................................................................................................................................................................. 145 2.2.2.13. Изобразительное искусство............................................................................................................................. 147 2.2.2.14. Музыка............................................................................................................................................................... 149 2.2.2.15. Технология......................................................................................................................................................... 153 2.2.2.16. Физическая культура........................................................................................................................................ 157 2.2.2.17. Основы безопасности жизнедеятельности..................................................................................................... 158 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся.............................................................................................. 161 2.4. Программа коррекционной работы............................................................................................................................... 175 3. Организационный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования........... 180 3.1. Примерный учебный план основного общего образования....................................................................................... 180 3.1.1. Примерный календарный учебный график............................................................................................................ 186 3.1.2. Примерный план внеурочной деятельности.......................................................................................................... 186 3.2. Система условийреализации основной образовательной программы..............................

ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми 41

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников 42

2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 44

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 47

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 47

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 47

3.3. Кадровые условия реализации Программы 52

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы 54

3.5. Финансовые условия реализации Программы 56

3.6. Планирование образовательной деятельности 65

3.7. Режим дня и распорядок 65

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов 70

3.10. Перечень литературных источников 71

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски.

Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

Необходимость в таком обновлении вызвана целым рядом объективных факторов развития современного общества и экономики и связанных с этим новых требований к образованию, изменениями условий жизни и взросления детей, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», а также новыми данными многочисленных исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и детства и др.

Международные педагогические исследования, такие как сравнительные исследования достижений учащихся TIMSS, PISA и PIRLS, исследования, проводившиеся ОЭСР, такие как StartingStrong, движение за права детей, получившее распространение во всем мире после принятия ООН в 1989 г. Конвенции о правах ребенка, свидетельствуют о понимании ключевого значения образования в стабильном развитии общества, о важности создания условий доступности качественного образования для детей на самых ранних этапах развития.

Переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства, происходящее во всем мире, связано с выявлением образовательного потенциала детей раннего и дошкольного возраста, факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом.

Все это требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.

Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.

В условиях стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических перемен современные программы психолого-педагогической поддержки подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку.

Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:

– с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;

– с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;

– с появлением коммуникационных и сетевых технологий;

– с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.

В то же время рост социальной неопределенности, нарастающая скорость социально-экономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:

– ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях развития детей из разных слоев, из разных регионов, из городской и сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного пространства;

– рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным различиям;

–игнорирование возрастной специфики дошкольного детства, перенос учебно-дисциплинарной модели в практику педагогической работы на уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между ступенями дошкольного и общего образования;

– тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр., что ведет к слабой сформированности у детей предпосылок учебной деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к учению на следующих уровнях образования;

– неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.

С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности детей, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана настоящая Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа).

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации) самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно‑пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования.

Данная Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.

Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.

Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.

Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

– восприятие художественной литературы и фольклора,

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.

В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.

: примерная основная образовательная программа Материалы подготовила М.А. Худякова, к.п.н., доцент кафедры МНО ПГПУ


Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательные программы Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности Образовательные программы: 1) общеобразовательная (основная и дополнительная) 2) профессиональная (основная и дополнительная) Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.


Закон РФ «Об образовании» Ст.14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе ФГОС Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно


Основная образовательная программа НОО: определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования направлена на: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,


Основная образовательная программа НОО: направлена на: создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся


Основная образовательная программа НОО: обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования


Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа должна обеспечивать: достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; выявление и развитие способностей обучающихся; организацию научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов; …


Объекты нормирования Плани- руемые резуль- таты Программы развития УУД Примерные учебные программы Система и модели оценки Другие матери- алы Программы воспитания и социа- лизации Требования к структуре основных образовательных программ Программы внеуроч- ной дея- тельности БУП


Структура ООП начального общего образования пояснительная записка; базисный учебный план; планируемые результаты освоения основной образовательной программы; примерные программы учебных предметов; Примерные программы: формирования универсальных учебных действий; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; коррекционной работы; систему оценки достижения планируемых результатов.


Примерные программы Сквозные программы: Программа формирования универсальных учебных действий Чтение и работа с информацией Учебные программы: Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика Окружающий мир Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура


Содержание ООП 1. Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.


В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса: уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы с учетом особенностей ОУ и на основе согласованных позиций участников образовательного процесса


2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования В соответствии с системно-деятельностным подходом: содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи – в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.


система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, – преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, служащий основой для последующего обучения.


Уровни описания планируемых результатов как системы обобщенных личностно-ориентированных целей образования: 1) Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты освоения данной программы. Ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в школе?». 2) Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала Ответ на вопрос: какой уровень освоения ожидается от выпускников? Цели 1 и 2 приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы.


Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета Цели 3 приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы.


Математика «Арифметические действия» Выпускник научится: -выполнять письменно действия с многозначными числами; выполнять устно сложение, вычитание, умножение, деление однозначных, двузначных … выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; вычислять значение числового выражения.. Выпускник получит возможность научиться: - выполнять действия с величинами; использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (…)


Планируемые результаты освоения: Двух междисциплинарных программ: «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»; Программ по всем учебным предметам.


В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса(дальнейшее уточнение и конкретизация) передает специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов


3. Базисный учебный план начального общего образования Базисный учебный план - основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность


Базисный учебный план начального общего образования В базисном учебном плане отражаются основные показатели: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; направления внеурочной деятельности.


Обязательные предметные области Филология Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство Технология Физическая культура


Три варианта базисного учебного плана: вариант 1 - для ОУ, в которых обучение ведется на русском языке; вариант 2 - для ОУ, в которых обучение ведется на русском языке, но также изучается один из языков народов России; вариант 3 - для ОУ, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке.


В программе ОУ: Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует в пределах максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся), может быть использовано на: увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В данную часть входит и внеурочная деятельность.


Григорьев Д.В.Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.


Уровни воспитательных результатов: Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни


Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья , Отечество, природа , мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия


4. Примерная программа формирования универсальных учебных действий Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования: устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.


Виды универсальных учебных действий. соответствующие ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.


В программе ОУ: Часть, формируемая участниками образовательного процесса уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий


5. Примерные программы учебных предметов программы обеспечивают: определение тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются метапредметными, выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности, способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.


Примерные учебные программы


В соответствии с ФГОС программы включают: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета; описание его места в учебном плане и ценностных ориентиров его содержания; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; основное содержание учебного предмета; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса Примерные программы учебных предметов: позволяют на их основе, определять акценты в реализации конкретных приоритетных содержательных линий, реализовывать этнокультурные традиции, включать дополнительные доступные обучающимся технико-технологические приемы, виды работ на основе одного из предложенных содержательных вариантов (тематического планирования) или составления собственного.


6. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы


Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы , семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания


В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса интегрирует традиции и особенности воспитательной системы образовательного учреждения, «школьный уклад» формирует целостную образовательную среду, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую региональную специфику


7. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни В программе ОУ: часть, формируемая участниками образовательного процесса расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни с учетом специфики ОУ


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна содержать: 1) информационную справку, включающую наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся; 2) цель и задачи программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования, а так же описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; 3) направления здоровьесберегающей деятельности, отражающие специфику образовательного учреждения;


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна содержать: 4) модель организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, включающую, в том числе, рациональную организацию образовательного процесса, организацию физкультурно-оздоровительной работы и профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса; 5) содержание здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения; 6) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся; 7) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.


8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ содержательной и критериальной базой системы оценки выступают планируемые результаты функциями являются: ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования


Ключевые особенности системы оценки в отличие от стандартов первого поколения: критерии достижения – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.


уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации


Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга, методов и форм оценки обеспечивает оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса


Индивидуальные образовательные программы изучение отдельных предметов (образовательных модулей) в ОУ и в других учебных заведениях, самостоятельное изучение учащимися интересующих их предметов (при консультативной поддержке учителей), участие учащихся в различных видах внеурочной социально-творческой деятельности и в дополнительном образовании.


Материалы, обеспечивающие реализацию ООП Примерная ООП ОУ; Как проектировать УУД в начальной школе; Планируемые результаты НОО; Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.


Материалы, обеспечивающие реализацию тре6бований к результатам освоения ООП Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе; Примерные программы по учебным предметам; Примерные программы в/урочной деятельности; Мои достижения. Итоговые комплексные работы: 1 класс, 2 класс ; Проектные задачи в начальной школе; Проектная деятельность школьников.


Рекомендации по организации введения ФГОС -2 Порядок введения ФГОС НОО; Договор о предоставлении общего образования муниципальными государственными образовательными учреждениями.



error: Контент защищен !!