Отношение к чиновникам. Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов

Из книги Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети автора Барлоу Джон Перри

Отношение и его инструменты Я считаю, что ключевым для понимания текучей коммерции является следующее положение: Ввиду отсутствии вещей информационная экономика будет основываться более на отношениях, чем на владении.Одна из уже существующих моделей для передачи

Из книги Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] автора Сергеева Алла Васильевна

§ 10. Отношение к «начальству» «Артель без вожака - что топор без держака» «Ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак» Русские народные поговорки Напомним еще раз, что в древности на Руси сложились весьма демократические традиции отношений между простыми людьми и

Из книги Искусство жить на сцене автора Демидов Николай Васильевич

Отношение к ошибкам Не стоит много думать об ошибках. Не стоит долго останавливаться на них.Если среди хорошего и правильного проскальзывают одна-две ошибки,- ну и пусть их. Мимо! Не замечайте их! Замечайте то, что было хорошо, что было правильно, за него хватайтесь. Если

Из книги Чеченцы автора Нунуев С.-Х. М.

Отношение к женщине Говоря об обычаях и традициях чеченцев, невозможно обойти вопрос отношение к женщине. Известно, что положение женщины в обществе, отношение к ней всегда являлось важным критерием нравственного прогресса.Женщина - мать заслужила уважение всех

Из книги Жить в России автора Заборов Александр Владимирович

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Отношение к подданным Олеарий категорически возражает против тех иностранных писателей, которые говорили о тирании великих князей по отношению к подданным. Он пишет, что при Михаиле уже произошли значительные перемены в управлении и в самих людях. Царь Михаил Федорович

Из книги «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов автора Кантор Владимир Карлович

Отношение к духовенству В России святые всегда почитались народом. Но Петр I не почитал ни святых, ни тем более духовенство. При нем многие служители церкви были закрепощены. Казалось, Петр с пренебрежением относился не только к русским обычаям, но и к православной вере.В

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Отношение к природному богатству Когда Петр основывал всевозможные производства, он знал, что в первые годы они будут стоить дороже, чем иноземные, но потом все равно окупятся. Россия изобиловала природными богатствами, которыми была бедна Европа. «Наше Российское

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

5. Отношение к христианству На Западе умеют продумывать свой опыт. Именно поэтому в эпоху Возрождения Запад сумел вернуться к Античности. Античность прорастала сквозь христианство и учила Западную Европу думать самостоятельно. В этом видел Шпет основное отличие

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Особое отношение С момента своего появления еврейский народ вызывал у остального человечества множество эмоций. Изредка эмоции были положительными, но гораздо чаще они были, мягко говоря, отрицательными.Поступим, как поступил писатель Джордж Оруэлл. Он считал, что это

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

Отношение к новации Взаимоотношения художественного произведения со своим временем – проблема особая. Известно, что они могут и «не сложиться». Гений нередко идет впереди современников, предпочитающих узнавание познаванию. Мудрый В. Шкловский в одном из последних

Из книги Германия без вранья автора Томчин Александр Б.

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

За последние 20 лет образ российского чиновника кардинально изменился. Окончательно «вымер» советский бюрократ. Сменившие его в 90-е образы «крепкого хозяйственника» и «молодого реформатора» также канули в лету.

На смену им пришли «эффективные менеджеры», считавшие, что государством необходимо управлять, как корпорацией. К концу 2000-х постепенно формируется новый тип отечественного бюрократа — в куда большей степени напоминающего «веберианский» тип чиновника.

В январе 2012 года «Левада-центр» совместно с Центром макроэкономических исследований Сбербанка выявляли, как граждане России относятся к представителям различных категорий населения, в том числе чиновникам. Оказалось, что российские респонденты выражали свое «положительное отношение» к государственным служащим гораздо реже, чем во многих странах Евросоюза, тем более в США…

Одной из причин такого низкого «социального рейтинга» госслужбы является распространенный в массовом сознании миф о тотальной коррумпированности национального чиновничества. Согласно «Барометру мировой коррупции-2013» Transparency International, 50% граждан России заявили, что за последние два года уровень коррупции заметно вырос, 39% респондентов сделали вывод, что уровень коррупции не меняется, а 12% считают, что ее стало несколько меньше. Наиболее коррумпированными, по мнению жителей России, являются как раз чиновники. Второе место по коррумпированности было отдано полиции, третье — судебной системе.

Однако рисуемая картина не так проста, как может выглядеть на первый взгляд. Престиж государственной службы, очевидно, недооценен - зачастую умышленно.

Во-первых, материальное положение чиновников в России, как правило, выше среднего. По данным аудиторско-консалтинговой компании ФБК, зарплата региональных чиновников на 56% превышает средний уровень зарплат по стране.

Во-вторых, число чиновников, несмотря на проводимые время от времени кампании по снижению их численности, растет. Как отметил на заседании Госсовета в октябре 2013 года министр финансов Антон Силуанов, штатная численность государственных и муниципальных служащих выросла примерно на 100 тысяч человек.

Несмотря на многочисленные разговоры о том, что в России слишком много чиновников, их количество на душу населения традиционно уступает развитым странам, порой даже существенно. В России по итогам 2011 года на 10 тыс. человек населения приходилось 67 чиновников на государственных должностях. При этом в Румынии на 10 тыс. населения приходится примерно 250 человек, занятых на госслужбе, в Германии и Норвегии — около 300, в США — около 350, а во Франции — порядка 400 госслужащих.

Не подтверждается и миф о том, что в СССР сравнительно с современной Россией число чиновников было значительно меньшим. Вот что по этому поводу говорил 8 октября 1987 года на заседании Политбюро Егор Лигачев: «Около 700 министерств в республиках. Только в 20 автономных республиках — 400 министерств. Управленческий аппарат — 14 млн. человек».

В-третьих, в среде вузовских выпускников сегодня доминирует желание устроиться на госслужбу или в менеджмент госкомпаний, а не завести свое дело. По данным ВЦИОМ, стать чиновником мечтает каждый пятый россиянин. Больше всего таких среди студентов и выпускников вузов (35%). Вузы, осуществляющие подготовку по специальностям государственного и муниципального управления, не жалуются на отсутствие абитуриентов.

В-четвертых, чиновники в нашей стране обладают достаточным статусом, чтобы приобретать некоторые неформальные легальные преференции относительно других категорий граждан. Речь идет не только о различных привилегиях в виде персонального авто (которого на самом деле у 99% чиновников нет), улучшенном медобслуживании и пр., но и о других статусных благах. Как показало исследование «Института проблем правоприменения», чиновники находятся явно в привилегированном положении и перед лицом Фемиды. Их наказание в среднем меньше на полгода-год, чем у остальных категорий граждан по аналогичным статьям. К тому же госслужащие получают реальный срок вдвое реже, чем остальные категории осужденных вместе взятые.

Эволюция образа российского чиновника

Интеллигенция и деятели культуры традиционно формируют вокруг российских госслужащих целый сонм негативных коннотаций, определяющих имидж этой профессии. Сам термин «чиновник» несет в себе некоторый негативный заряд. Но каждая последующая генерация госслужащих приобретает и собственное определение (тоже по обычаю негативное). Так, советский бюрократ, начиная с прозы Михаила Зощенко и заканчивая перестроечной публицистикой, неоднократно подвергался осмеянию. По выражению философа Сергея Кара-Мурзы, советский чиновник ушел в небытие «оплеванным и оболганным».

На молодых реформаторов, пришедших на смену советским бюрократам, поначалу возлагались обществом большие надежды. Им прощались ошибки, свойственные молодости, чрезмерное внимание к собственным персонам, излишняя амбициозность, самопиар и даже личная и служебная нечистоплотность. От Григория Явлинского и Егора Гайдара вплоть до Правительства России 1997 года во главе с Сергеем Кириенко новая генерация чиновников постепенно теряла кредит доверия со стороны общества. Закономерный конец генерации младореформаторов положил дефолт 1998 года.

Системным оппонентом младореформатора выступал так называемый крепкий хозяйственник. Будучи прямым наследником среднего звена хозяйственной советской бюрократии, крепкий хозяйственник воплощал в своем образе все, что не входило в «джентльменский набор» младореформатора. Как правило, в возрасте, с неплохим системным бэкграундом — тем, что на старом советском языке называлось связями — крепкий хозяйственник, оказавшийся выброшенным в рынок, поперву воспринимался как избавление от некомпетентности и ошибок младореформаторов. Однако типичный крепкий хозяйственник довольно быстро перестал различать свой персональный интерес и интерес государственный. Коррупция при крепких хозяйственниках перестала пониматься как нечто чуждое системе, но стала чуть ли не необходимым условием того, чтобы хоть какие-то механизмы управления работали.

Авторитарные и силовые методы управления, формирование вокруг крепких хозяйственников целых сетей клиентел, хищническая эксплуатация доверенных в управление ресурсов снискали для этой генерации чиновников дурную славу. А политическая ставка на консервативные силы, которая привела к появлению целой группы «красных директоров», постепенно обесценила публичные ставки крепких хозяйственников. К концу 00-х термин «крепкий хозяйственник» все реже употребляется в позитивном контексте. Символическим концом эпохи крепких хозяйственников стала громкая отставка в 2011 году столичного градоначальника Юрия Лужкова.

На фоне «русского экономического чуда» 00-х, в результате которого в России вырос и оформился крупнокорпоративный сектор, а также не без влияния новых теорий менеджмента, в стране появился новый типаж государственного служащего, призванный на смену младореформаторам для оппонирования крепким хозяйственникам — так называемый эффективный менеджер.

Эффективный менеджер пришел из бизнеса в госструктуры, чтобы перенести сюда «новый дух капитализма»: нормы, свойственные для корпоративного менеджмента, культ эффективности, чреватый сверхэксплуатацией человеческого капитала. Вера в то, что управление государством принципиально не отличается от управления фирмой, заставляет эффективного менеджера отказываться от всего, что не составляет, с его точки зрения, полезного актива. Структура управления подвергается оптимизации, кажущиеся ненужными сотрудники увольняются, ряд функций, традиционно свойственных бюрократической системе, передаются на аутсорсинг, контроль и планирование заменяются сервисом, а государственная служба предстает в образе обыкновенной организации, оказывающей услуги населению и бизнесу.

У россиян эффективный менеджер обычно ассоциируется с фигурой Анатолия Чубайса. Нельзя сказать, что эффективные менеджеры пережили свой закат. Принципы эффективного менеджмента по-русски все еще сильны в корпоративном секторе. Тем не менее, символическим жестом в отношении импорта на госслужбу принципов эффективного менеджмента стала «рокировка» на вершине пирамиды отечественной бюрократии, свершившаяся осенью 2011 года.

Авторы исследования полагают, что своего рода историческая «диалектика» нового отечественного бюрократа подошла к закономерному концу. Из конфликтного диалога либералов, консерваторов и технократов рождается новая идеология государственной службы и новый, а если быть точным, старый образ бюрократа, характерный для классических (веберианских) представлений о таковом. Новый образ российского чиновника уже не имеет никакого иного определения — этот факт сам по себе говорит о том, что нынешний российский чиновник - прежде всего госслужащий, а не реализация некоей идеи относительно принципов управления. Через различного рода увлечения и девиации образ отечественного госслужащего пришел к норме. Той норме, которая характерна для традиционных европейских представлений о роли и месте чиновника в обществе, его профессии и его призвании.

Отношение граждан к чиновникам

В октябре 2013 года ВЦИОМ провел социологический опрос об отношении граждан России к чиновникам, в котором приняли участие 1600 респондентов. Опрошенные, которые имели среди своих знакомых чиновников (а таковых чуть больше трети — 34%), в целом положительно оценивают их деятельность. 80,64% респондентов, ответивших, что у них есть такие знакомые, оценили их работу «скорее хорошо» и «удовлетворительно». Лишь каждый пятый сказал, что работа его знакомых госслужащих выполняется плохо.

Наибольшее количество знакомых чиновников имеют в своем окружении, естественно, сами госслужащие, а также военнослужащие и сотрудники силовых ведомств. В этих группах отмечается и наиболее высокая удовлетворенность результатом работы чиновников. Наименьшее количество знакомых чиновников имеют в своем окружении пенсионеры (27%) и неквалифицированные рабочие (29%).

Интересный факт -— среди опрошенных ВЦИОМ бизнесменов ни один не оценил работу чиновников плохо. 18% опрошенных предпринимателей оценили работу чиновников скорее хорошо и 27% — удовлетворительно. Это показывает, что бизнесмены как группа, которая чаще всего сталкивается с чиновниками и «по общему мнению» вроде бы должна от них страдать, на самом деле работой чиновников довольны.

Взяточничество — удел «креативных» и богатых

Вопрос о взяточничестве среди чиновников был одним из ключевых при проведении исследования. Респондентам был задан вопрос: приходилось ли им лично иметь дело с чиновниками и давать при этом взятки?

В течение года имели дело с чиновниками для решения своих вопросов 53% респондентов. Из них лишь 7% давали взятки. Эти цифры существенно меняют представление о «тотальной коррумпированности чиновников».

Интересная закономерность: чем выше уровень образования респондентов, тем чаще им приходится встраиваться в коррупционные схемы. Наиболее часто прибегают к взяточничеству респонденты с высшим и неоконченным высшим образованием (9%). Наименее привержены коррупционным схемам респонденты с начальным и неполным средним образованием (3%). Чаще всего взятки дает так называемый креативный класс (специалисты с высшим образованием в коммерческом секторе), военнослужащие и сотрудники силовых органов, а также бизнесмены (по 14%). При этом 64% бизнесменов (категория, которая, как выясняется, чаще всего сталкивалась с чиновниками за последний год) взятку для решения своих вопросов не давали.

Столь же часто в течение последнего года имели дело с чиновниками сами чиновники. Из них посредством взяток решали свои вопросы лишь 7% опрошенных. Утверждают, что взяток не давали, 67% чиновников.

Кто хочет работать на госслужбе

Только 19% опрошенных ответили, что хотели бы пойти работать на госслужбу. Более половины (51%) заявили, что перспектива стать чиновником их не привлекает. Четверть опрошенных затруднилась с ответом, а 5% сообщили, что уже являются государственным или муниципальным служащим. Часто хотят работать на госслужбе молодые люди в возрасте 18-24 года — 29% из них положительно ответили на вопрос ВЦИОМ.

Наибольшее желание стать чиновниками проявляют респонденты с начальным или незаконченным средним образованием (26%). Вероятно, объясняется это тем, что среди наименее образованных граждан наиболее распространены мифы о госслужбе и тех преимуществах, которые она несет.

Если говорить о роде занятости, то больше всего желание работать на госслужбе декларируют учащиеся и студенты (30%), а также военнослужащие и сотрудники силовых органов (29%).

Наибольшее неприятие госслужбы высказывают бизнесмены - 82% предпринимателей не хотели бы работать на госслужбе. Таким образом, опровергается миф о том, что большинство бизнесменов хотят пойти на госслужбу, чтобы заниматься «распилом» государственных денег. Вообще 78% состоятельных граждан карьера чиновника не привлекает.

Около 30% опрошенных посчитали работу на госслужбе чуждой для себя по духу. Каждый десятый отметил, что для работы чиновника ему не хватает образования. Еще 5% опрошенных сказали, что у них нет нужных навыков. А вот на коррупцию как на причину нежелания работать на госслужбе указывают всего 12% респондентов. Еще 8% опрошенных заявили, что у чиновников слишком ответственная работа.

Быть чиновником хорошо потому, что...

Безусловно, сильнее всего людей привлекает в работе чиновников высокая и стабильная зарплата и имеющиеся у чиновников льготы. Однако минимум каждый десятый из респондентов, опрошенных ВЦИОМ, пошел бы на госслужбу из патриотических соображений — желания что-то изменить в жизни страны.

Наивысший уровень патриотизма демонстрируют военные и безработные — 25 и 22% респондентов. Кроме того, военные в своей массе демонстрируют наименьшую корысть. Только 25% военных и 33% безработных привлекает в госслужбе высокая зарплата.

А вот среди молодежи в возрасте 18-24 года патриотизм не является мотивацией. Эту группу респондентов в работе чиновника больше привлекает престиж должности и интересная работа (35%). Среди студентов лишь 50% хотели бы работать на госслужбе из-за высоких зарплат чиновников, 45% привлекает престижность профессии и только 4% хотели бы что-то изменить в жизни страны.

По материальным соображениям больше всего хотят работать в сфере государственной службы представители «креативного класса» — 76% опрошенных из группы «Специалист с высшим образованием в коммерческом секторе» привлекают в госслужбе высокие зарплаты. Также высокий показатель (71%) демонстрируют домохозяйки —для них госслужба привлекательна из-за стабильности и возможности зарабатывать достаточно для самореализации и самостоятельности, которой им зачастую не хватает.

Новый российский чиновник о себе и службе

За последние 10 лет произошла своего рода нормализация государственной службы, благодаря которой институциональные условия деятельности отечественного чиновничьего корпуса позволили ему приблизиться к нормативной веберовской модели. Однако, российский образ чиновника по Веберу имеет некоторый перекос в сторону москвацентричности, что обусловлено повышенным вниманием к чиновничьей профессии в кругах столичной интеллигенции. Итак...

Идеальный чиновник рационален . Он принимает решения, руководствуясь разумом на общезначимых и прозрачных основаниях, не полагаясь на иррациональные мотивы, такие как религиозная вера, авторитет, слухи и сплетни.

Идеальный чиновник высокопрофессионален. Он должен разбираться в основах той деятельности, к которой относится его властная компетенция, а также собственно в специфике управленческой работы.

Идеальный чиновник аполитичен . То есть, он отличает общественный интерес от интереса частного таким способом, чтобы в каждом принятом им решении нельзя было заподозрить внедрение внешних — по отношению к управленческим — мотивов (идеологических, политических, материальных, карьерных и т.п.). Сам по себе в частной жизни чиновник может придерживаться каких угодно политических взглядов, но это не должно отражаться на его работе. Точно так же чиновник обязан исполнять государственную службу одинаково хорошо, вне зависимости от того, какая политическая сила пришла к власти в государстве, с которым чиновник обязан себя идентифицировать.

Одним из значимых индикаторов того, что новое поколение российских чиновников отличается от предыдущих, является их отношение к коррупции. Для чиновников новой генерации характерно понимание того, что коррупция — это не нормально. Если в 90-х ситуация, когда человек не берет взятки, рассматривается как отклонение от нормы, то сегодня доверительные разговоры о коррупции в среде современных чиновников вызывают уже иные эмоции и ведутся в совершенно другой модальности

«Сейчас нет коррупции, мы сейчас так живем.
Сегодня коррупционер — тот, кто не берет». (Управляющий торговым центром)

«Кто взяточник? Я взяточница?! Вот приди и попробуй дать мне сто тысяч. Можешь дать мне сто тысяч? Не можешь. А знаешь почему? Потому что если ты попробуешь сунуть мне взятку, я с тобой больше не буду разговаривать». (Помощник главы департамента правительства города)

Сами чиновники, будучи частью общества, тоже уверены в том, что кругом все заражено коррупцией. Подобный феномен был зафиксирован в пока не опубликованном исследовании социолога Дмитрия Рогозина. Однако свое участие в коррупционных схемах чиновник, как правило, отрицает. Причем делает это вполне искренне. Более того, в подавляющем большинстве случаев интервьюируемый чиновник вообще не наблюдает коррупцию в своей среде. Рассуждают чиновники примерно так: «Если я не вижу коррупции вокруг, я не могу ее потрогать, значит, вокруг честные люди, выполняющие свой функционал».

Риск вступить в коррупционные отношения либо выйти за рамки регламента осознается новой генерацией чиновников. Однако они понимают, что лучше избегать таких ситуаций и идти на нарушение должностных инструкций лишь по крайней необходимости:

Невозможно, делая что-то большое, не запачкаться. Приходится учитывать интересы разных сторон, идти на компромиссы, принимать непопулярные решения. (Помощник главы департамента правительства города)

То, каким образом люди попадают на государственную службу, имеет существенное значение для качества управленческих кадров. «Веберовская» модель бюрократии подразумевает найм госслужащих через конкурсы, однако отечественная госслужба до сих пор предпочитает использовать личные знакомства.

Попадают в основном по знакомству. Но много людей из регионов. Система частично клановая, а частично воспроизводит советскую систему: обкомы, райкомы, комсомол. Начальники с собой приводят людей: почти не бывает так, что приходит начальник и своим замом делает какого-нибудь просто хорошего работника. Кадровая политика всегда строится вокруг начальника. (Бывший сотрудник столичной мэрии)

Как отмечают интервьюируемые чиновники, им обязательно приходится проходить собеседование при устройстве на работу с будущим руководителем. Это главное испытание для российских чиновников - как и 10 лет назад. От 86 до 94% госслужащих проходили обязательную процедуру собеседования в той или иной форме.

Другой инструмент рекрутинга, который также является крайне востребованным — личная рекомендация. Однако для нового чиновничества растет доля профессиональных рекомендаций — со стороны преподавателей и менеджеров образования. Также усиливается значение профессионального запроса — поиска и подбора нужного молодого специалиста с университетской скамьи.

Интересно, что многие чиновники новой генерации так или иначе уже привлекались на госслужбу - в виде стажировки или других форм дополнительного образования.

При этом рекрутинг на высокие бюрократические должности отличается от веберовских стандартов, предполагающих длительный рост карьеры чиновника изнутри госслужбы и формирование внутри нее особого рынка репутаций.

На высокие должности обычно приходят уже состоявшиеся в жизни люди. У многих за плечами есть работа в бизнес-структурах. Часто человек сперва занимается какими-то разовыми проектами для той же администрации, а потом переходит туда на работу в новом качестве. (Сотрудник Администрации президента)

Принципы продвижения сотрудников по карьерной лестнице российской госслужбы также отклоняются от «веберианского стандарта». Ряд интервьюеров достаточно пессимистически оценивают общий порядок кадрового продвижения, а также способы оценки труда чиновников со стороны руководства.

Лояльность — это то, в обмен на что ты получаешь бабки. Просто так, потому что ты умный, никто тебе не будет платить… (Бывший сотрудник столичной мэрии)

Однако новые чиновники (особенно молодые) не готовы к столь циничным оценкам. Скорее для них характерна позиция, подразумевающая не только банальное получение заработной платы, но и стремление добиться оценки своей работы в меритократических стандартах.

Его корпорация

Первое, что отделяет корпус чиновников от представителей других профессий — специфический язык. Иногда использование этого языка с присущим ему канцеляритом выходит за рамки госслужбы. Социолог Дмитрий Рогозин отмечает: «Разговор для обычного человека звучал несколько диковато: на вопросы о семейной жизни они вдруг начинали говорить о проведенных мероприятиях, о достигнутых задачах».

Языковые практики чиновников накладывают ограничения на публичность. Корпоративность, помноженная на меритократию, заставляет чиновников публично демонстрировать уважение к непосредственным руководителям, по крайней мере, признавая их реальные заслуги и достижения.

Лояльность непосредственному руководству — необходимое условие для долговременной карьеры в системе госорганов. А факт таковой — необходимое условие нормального функционирования бюрократической машины по Веберу. Речь идет как о комплексе специализированных знаний, связанных с управлением данной сферой, а также о наборе знаний неявных и неформальных, которые усваиваются чиновником по мере его встраивания в машину госслужбы — это так называемая аппаратная специфика.

Внедрение принципов «нового менеджмента», характерного для периода увлечения неолиберальной эффективностью, привело к доминированию в идеологии бюрократии так называемого командного способа формирования кадров. Для новых бюрократов команда остается важной ценностью. Командный способ организации труда чиновников позволяет уменьшить своего рода «транзакционные издержки» в коммуникации чиновников за счет того, что «аппаратная специфика» заменяется этическими принципами преданности команде и, в конечном итоге, патрону.

Иерархия и внутренняя дисциплина госслужбы прочно осваиваются чиновниками новой генерации. Но оборотной стороной и следствием дисциплинарных практик в рамках командной организации труда чиновников становится своеобразная экономия на контроле, которая в долгосрочной перспективе может привести к росту апатии и слабой заинтересованности чиновника в результатах собственного труда.

Тем не менее, корпоративность является важной характеристикой эффективной бюрократии. Очевидно, что новые чиновники достаточно легко осваивают нормы и принципы функционирования аппарата. Более того, они рационально переосмысливают эти принципы, в результате чего у них возникают определенные противоречия с предыдущими поколениями бюрократии, которые далеко не всегда носят исключительно эстетический характер.

Generation gap
Новая волна чиновников не могла прийти и заявить о себе, не встречая непонимания и отторжения со стороны представителей предыдущих поколений. Усвоенные нормы эффективной бюрократии новые чиновники проецируют на коллег, в результате чего им становится очевидным ценностный разрыв между поколениями.

Главное зло — это «тетки», такие бессмысленные женщины лет 40-50 с высокими прическами, работающие тут уже лет 20. Знаете, чем они занимаются целыми днями? Раскладывают пасьянсы. А еще они торгуют: каждый день кто-нибудь приносит в кабинет то икру, то колготки, то краба камчатского. Они этим подрабатывают. И нельзя демонстративно много работать, их это раздражает. (Сотрудник аппарата Госдумы)

А вот — взгляд с другой возрастной стороны на «поколенческий разрыв» в ценностях:

Ты всегда думаешь, что большие начальники там — это какие-то ящеры с ядом на зубах, а это в 80 % случаев весёлые мужики, с длинным жизненным путём, образованные и повидавшие. Которые всё прекрасно понимают и готовы достать гитару и спеть «Всё идёт по плану». Но это в случае, если начальнику от 40 лет. А вот молодые — они как раз ящеры, которые похожи на Амбридж из «Гарри Поттера». Насквозь лживые и называющие любого начальника по имени и отчеству и с придыханием, но надменно и хамски разговаривающие с подчинёнными. (Бывший сотрудник столичной мэрии)

Генерация новых чиновников пока еще не столь многочисленна. Но для системной трансляции норм и ценностей новой «веберианской» российской бюрократии отнюдь не обязательно численно превосходить другие поколения чиновников. Пока же средний возраст московского чиновника составляет 52 года. Его средняя зарплата — 58,7 тыс. руб. Межпоколенческая конкуренция, тем не менее, оказывается полезной для дела.

Его отношение к политике
Классическая веберианская бюрократия должна быть политический нейтральной. Она обязана работать с любой легитимной властью, вне зависимости от убеждений. В этом заключается ее профессионализм и долг госслужащего.

Для некоторой части отечественной новой бюрократии, тем не менее, характерно представление о том, что политическая ангажированность, если ее оставить за дверьми рабочего кабинета, не вредит государственной службе. Более того, политическая вовлеченность связана с важным мотивом поступления новых чиновников на госслужбу, а именно желанием «что-то менять».

Нередко чиновники прямо заявляют о том, что политизированность вредит службе, по крайней мере, ее наиболее активные проявления.

К социологическому портрету нового отечественного чиновника необходимо добавить один красноречивый факт. В митинге на Проспекте Сахарова 4 февраля 2012 года 12% от принявших участие составляли госслужащие. К митингу 12 июня того же года их число сократилось в 6 раз: всего 2% от пришедших в тот день на акцию протеста составляли госслужащие. То есть, чиновники четко разделяют осмысленные гражданские акции и протест ради протеста.

Что меняется

Новые чиновники в интервью осознают себя как некую группу носителей других социокультурных ценностей, и подчеркивают сами, что вместе с ними наступают изменения на госслужбе. Пока описание изменений выражается через внешние — часто эстетические — атрибуты.

Важен факт того, что новые чиновники не считают, что появление их генерации является результатом чьей-либо персональной воли, «призыва» и т.п. Их появление — результат изменения среды.

Здесь огромные возможности для самореализации. Это я особенно хорошо увидел в двухтысячные, что жизнь начала меняться, что пришли профессионалы, молодые и амбициозные. Да, все еще было много проблем: коррупция, административные барьеры и прочее, прочее. Но уже появилась какая-то надежда на то, что страна начинает двигаться в правильном русле. (Первый заместитель руководителя департамента правительства Москвы)

Самосознанию новых российских чиновников льстит факт их все более увеличивающегося числа.

Я раньше думал, что есть всего два типа людей, которые идут в госслужащие. Первые — это потенциальные коррупционеры, которые хотят встроиться в систему. Там деньги, там карьера, там положение в обществе. Это вообще не круто. А вторые — не от мира сего идеалисты, которые с блаженной улыбкой говорят: «Сейчас мы все сделаем для вас, для людей». Это тоже не очень-то круто. На самом деле сейчас среди молодых чиновников попадается все больше менеджеров, профессионалов, для которых это just a job. И это очень правильно. (Заместитель начальника отдела учреждения при правительстве Москвы)

При этом эффект происходящих изменений удивляет и самих новых госменеджеров:

С теми ресурсами, которые у нас были, мы справлялись. А теперь — я даже к этому не был готов — спрашивают: что нужно сделать? как тебе помочь? То есть все кардинально изменилось. (Директор муниципального музея)

Из бесед с менеджерами, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров государственной службы, удалось узнать, как изменился абитуриент и как изменился образ выпускника, на какой тип карьеры ориентированы молодые чиновники, насколько им свойствен патриотизм, каков уровень профессиональной подготовки, и как эти люди относятся к коррупции.

Проводящиеся в данный момент социологические исследования корпуса госслужащих показывают, что среди отечественного чиновничества под влиянием внешних и внутренних факторов продолжаются сложные процессы, связанные, в том числе, с самопониманием места и роли бюрократии в современной России. Процессы формирования новой российской бюрократии еще далеко не завершены. Однако можно предположить, что новый тип отечественного чиновника в наибольшей степени, чем все предшествующие, соответствует норме эффективной бюрократии и непосредственно повлияет на повышение качества государства и управления.

В России недавно проводился опрос среди выпускников вузов. На вопрос: «Где бы вы хотели работать?» - большинство ответило: в госструктуре. А где ещё человек будет защищён так, как c удостоверением госчиновника?

«Вы - на сотки, мы - в Израиль»

Пока работяги на заводах, перешедших на сокращённую неделю, ищут возможность где-нибудь подработать, депутаты заксобрания Санкт-Петербурга в ближайшем будущем узаконят для себя право «прогуливать» заседания городского парламента.

Кстати, каждому в месяц положено 5 тыс. руб. на мобильную связь, при максимальной цене безлимитного тарифа примерно 3 тыс. руб. в месяц. Кроме того, в конце 2008 г. со второй попытки был принят закон о внесении изменений в реестр госдолжностей Петербурга. В составе управления аппарата Собрания вводится должность начальника отдела. Их московские коллеги - «единороссы» из Мосгордумы - в конце декабря приняли городской бюджет на 2009 год: расходы на образование будут на 25 млрд. рублей меньше, чем планировалось, на здравоохранение - минус 24 млрд. рублей. Зато, как подтвердил «АиФ» депутат городской Думы, лидер «Яблока» С. Митрохин, московские власти на 10 млн. долл. городского бюджета продолжат осваивать кусочек израильской земли у Мёртвого моря и строить там санаторий, в котором смогут отдохнуть «простые москвичи». О том, как сами столичные чиновники умеют отдыхать и работать, на днях стало известно из материалов уголовного дела: под видом семинара ответственные сотрудники префектуры Северного округа с семьями провели чудный уик-энд в фешенебельном подмосковном отеле. О сокращении расходов даже говорить как-то неудобно.

Зато об этом громко заявляет губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин: «Приобретения на этом заканчиваются, 2009 г. объявляется мёртвым сезоном по приобретению инвентаря и возможным реконструкциям». А вслед за этим в администрации готовится указ о создании в крае института полпредов губернатора. Всего их будет 16. Штаты пока держатся в тайне, но им могут понадобиться по 16 помещений, автомобилей, водителей и секретарей, которые будут сидеть в офисе.

В Самарской обл. ещё в конце 2003 г. у губернатора был 1 вице-губернатор и 23 руководителя департаментов. Сегодня губернатору помогают 1 вице-губернатор, 7 заместителей и 12 министерств. В одном только Минздравсоцразвития трудятся 336 человек.

По словам публициста Ю. Латыниной, провинциальные «князья» поражают своим шиком порой и столицу: охрана жены одного бывшего главы северокавказской республики, когда дама зашла в модный столичный магазин, просто бесцеремонно выпроводила всех других посетителей. Об умопомрачительной коллекции дорогих авто президента Чечни Р. Кадырова ходят легенды.

«Не мог поверить своим глазам, - пишет в редакцию житель Москвы. - На перекрёстке стоял за джипом «Порш», который стоит больше 100 тыс. долл. Он был выкрашен в цвета… пожарной охраны». Явно больше 100 тыс. долл. стоит и служебный «Ауди» начальника свердловской ГИБДД. Фотография его «членовоза», припаркованного с нарушением правил, облетела на днях все СМИ. Сколько обычных патрульных машин можно было купить за эти деньги?

Они не привыкли экономить

Оксана Дмитриева, депутат Госдумы, член комитета по бюджету:

В России зарплата чиновников выстраивается по особой схеме, не так, как у остальных госслужащих - врачей, учителей, библиотекарей и т. д. В итоге зарплаты отечественной федеральной и региональной власти достигают 5-6 тыс. долларов и сопоставимы с окладами их коллег в Америке и Европе. Чего, увы, нельзя сказать о зарплатах российских бюджетников. При этом наши чиновники не привыкли экономить. Например, в парламенте Швеции, в отличие от России, у депутатов нет персональных водителей, секретарш, помощников. И всё потому, что в Швеции развит общественный контроль. Я сторонник выборности губернаторов и политической борьбы между партиями - только тогда бюрократия будет понимать, что её судьба зависит от позиции избирателей, т. е. населения.

Количество чиновников в России

Финансовый кризис - не повод отказывать себе.

Видимо, поэтому депутаты Госдумы с 2009 года подняли свою зарплату на 13,5% (согласно думской смете). Плюс никто, само собой, не отказался от всех положенных благ - мобильной связи, служебных квартир на западе Москвы, бесплатного проезда и перелётов, служебных автомобилей.

Андрей - помощник депутата Василия Сидорова (имя изменено) - переживает. Новогоднюю премию сначала задержали, а потом начислили не в полном объёме. «Раньше нас баловали: только какой праздник, День России, например, - держи премию и ни в чём себе не отказывай. А теперь грозятся, что оставят всего три бонуса в год». Зарплату пока не срезали, признаётся без радости Андрей, но ведь деньги-то обесцениваются. «Вот платили бы в евро!» - мечтательно вздыхает он. Поговаривают об изменении системы выплат сотрудникам думского аппарата - никаких тебе регулярных начислений. Командировочные задерживают.

Зато в Госдуме новая модная фишка - теперь важно не только то, сколько у тебя денег на кредитной карте, но и то, как эта карта выглядит. А выглядит последний писк думской карточной моды гламурно: чёрная карточка, выполненная в технике шелкографии, с золотым напылением, инкрустированная бриллиантами. В том же Куршевеле такие сначала принимали с недоверием, теперь, говорят, привыкли. Слуги российского народа там частые гости. Даже в кризис. На французском курорте в новогодние праздники кутили и председатель одного думского комитета, и заместитель руководителя думской фракции.

С придыханием помощник Андрей рассказывает о другом обитателе Охотного Ряда, некурящем владельце особняка в центре Москвы. Если гости депутата изволят курить, то делать это им полагается на крыльце, под бдительным присмотром рядом стоящего лакея, в руках которого - специальный пакет для утилизации окурков.

Депутаты в общей массе смотрят на кризис позитивно - когда ещё представится такая возможность выгодно купить бизнес. Буквально на днях заседание одного из думских комитетов свелось к обсуждению, кто и где сейчас продаёт компании в регионах, что стоит приобрести.

Ольга Доронина

Как росли зарплаты чиновников и россиян

Чиновники

Россияне

* (рублей)

P.S. Приведены только «голые» зарплаты чиновников - без учета всех надбавок, выплат и льгот, которые положены слугам народа установленными ими же законами. Чтобы понять истинную картину, эти цифры смело умножайте на два. Как минимум.

Составлено по данным Росстата

За эти деньги ещё и работать?

Чем больше чиновников и выше их зарплаты, тем меньше они хотят работать.

24-летнему капитану Дмитрию Жидкову звание Героя России было присвоено в 2006 г. посмертно. Родители погибшего Героя имеют право на повышенную пенсию по потере кормильца. Первой в семье Жидковых пенсионного возраста достигла мама и пошла оформлять документы в военкомат Нижегородской области. Но в повышенной пенсии ей отказали. Юрист Майя Тагунова объяснила растерянной женщине, что та никаких заслуг перед Родиной не имеет, а стало быть, и права на увеличение пенсии не заслужила! Пять месяцев юристы общественной организации «Право Матери» помогали отстаивать права родителей, но военкомат не сдавался: судился и судился. Матери пенсию в конце концов пересчитали. А через год, когда на пенсию вышел отец Героя, история повторилась. Тагунова встретила его заученными словами: «Не положено. Нет у вас заслуг…» Опять суды, нервы для доказательства того, что уже ясно даже неюристу. Такое впечатление, что в военкомате с помощью некомпетентности, грубости сражаются за свои деньги. А, между прочим, зарплата там состоит из налогов, которые заплатили мама и папа погибшего героя.

Зачем им машины?

Владимир Рыжков, депутат Госдумы 1-4-го созывов, участник «Общественной антикризисной инициативы»:

Парк персональных служебных автомобилей в России - самый большой в мире. Затраты на его обслуживание превышают расходы на всех инвалидов страны (10 млн. человек)! У самых крутых - по два сменных водителя, самые дорогие авто. У подъезда любого министерства, администрации региона теснятся БМВ, «мерседесы», «лексусы» ценой в десятки тысяч долларов. С какой стати мы, налогоплательщики, должны тратить на перевозку чиновных задов огромные деньги, вместо того чтобы поддерживать безработных, многодетных матерей, ремонтировать аварийное жильё?

Особое мнение

Михаил Веллер, писатель, публицист:

Маленький секрет: чиновник - это не человек. Чиновник - это функция, это должность. Человек превращается в чиновника и меняется. Чиновник - это отношение государственного лица к частному лицу. И как только нормальный человек делается лицом государственным, он автоматически превращается в высокомерного хама ко всем частным лицам. Червоточина лежит в устройстве нашего государства. Безграмотные чиновники плодятся в России от безнаказанности. Последние полтора десятилетия стёрли грань между понятиями «работа» и «мошенничество», между «заработать» и «украсть». Вышибание материальных благ с помощью своей должности у нас узаконено. В своё время Путин назвал это «статусной рентой».

Это будет продолжаться до тех пор, пока вершина власти не изменит себя. Социум устроен так, что нормы поведения копируются сверху вниз и никогда не наоборот. Это закон природы. Нижестоящие перенимают образ действий вышестоящих. Это престижно, таков путь наверх. До тех пор, пока город будет перекрываться, чтобы отцы народа со свистом мчались по улицам; пока высших лиц государства будут охранять так, как если бы они находились в оккупированной стране, - ровно до тех пор чиновничество будет плодиться, жиреть и хамить нам за наши же деньги.

23/10/2012

Что такое современный чиновник? Когда надо отбирать кандидатов на чин? Об этом Online812 беседует с Владимиром ШАМАХОВЫМ, директором Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.


- С ейчас чиновник в массовом сознании - это человек, пользующийся административным ресурсом в личных целях…
- Не будет эффективной экономики и справедливого государства без доверия населения к власти. Общество должно не только критиковать чиновников, требовать всех их уволить и т.п. Но выдвигать тех, кто отвечает его запросам.

- Каким образом выдвигать?
- Мы считаем себя продолжателями Царскосельского лицея - первого в Европе учебного заведения, которое готовило чиновников. Продолжателями по содержанию, формирующими личность - всесторонне образованную, нравственную, не стремящуюся извлекать личную выгоду. То есть людей намеренных служить государству и обществу. Именно их мы ждем и готовы с ними работать.

- Ваша миссия делать из честных людей честных чиновников?
- Наша задача готовить вместе управленцев по всем трем направлениям - экономика, бизнес, государева служба. Причем мы готовим как бакалавров, которые начинают с азов управленческой деятельности, так и повышающих квалификацию, в магистратуре, в аспирантуре, докторантуре и т.д. Образование - процесс непрерывный.
Упор делается на управленческие технологии, на воспитание гражданской позиции, на гуманитарные подходы в организации социально-экономических процессов, на уважение к людям, с ориентацией не на командные, а на сервисные процедуры в отношениях между государством и бизнесом, властью и обществом.

- Иными словами, вы готовите не только чиновников?
- Наш новый тренд - выход за рамки подготовки только чиновников. Мы обучаем управлению в самых разных сферах, в том числе в здравоохранении, сфере образования, в социальном обслуживании, в правоохранительных органах, в некоммерческих организациях. На курсах повышения квалификации вместе обучаются чиновники и предприниматели. Убежден, что времена командных методов прошли, сейчас востребовано только партнерство.

- У вас очень серьезный конкурс при поступлении?
- В этом году на одно бюджетное место было 48 заявлений, мы обогнали театральные вузы, не говоря про всех остальных. На внебюджетное обучение - более 5 человек на место, это еще более показательный факт. Абитуриенты голосуют рублем. Те, кто к нам приходят, стремятся учиться именно здесь. Не добрав баллов «на бюджет», они становятся «внебюджетными» студентами.

- Так велика тяга в чиновники?
- Это нелегкая работа, надо обладать набором качеств. Не последнее среди них - любовь к людям. Она свойственна далеко не всем.

- Предупреждаете абитуриентов об этом?
- Разъясняем, что без нее учиться вы сможете, но потом работать будет очень трудно.

- Может быть, не брать в Академию сразу после школы?
- Абсолютно убежден, что чем раньше начинать обучение профессии государственного и муниципального служащего, тем лучше. Нужно как можно раньше, еще в школе тестировать людей на пригодность к управлению.
У нас создана кафедра креативного лидерства, где из «звездочек» будем готовить будущих президентов. Подбираем людей, готовых служить народу. Их надо искать, в этом мы также видим продолжение традиций Царскосельского лицея.

- А чиновников нужно гораздо больше, чем лидеров?
- Государственных и муниципальных служащих, не считая сотрудников бюджетных учреждений, в стране около 2 миллионов. Им всем необходима базовая подготовка и владение современными управленческими технологиями. Чиновник такой же гражданин, как все остальные, только выполняющий определенный круг обязанностей на деньги налогоплательщиков.
Сейчас в муниципальных органах власти люди с высшим образованием составляют 10%. У многих нет даже среднего.

- Но это не в Петербурге?
- Да, это в целом по стране. Всем чиновникам надо иметь диплом бакалавра.

- А в магистратуру кто должен идти?
- Магистратура - это совсем не обязательно продолжение первого образования: отучился 4 года в бакалавриате, пошел учиться еще 2 года в магистратуре. Она предназначена для тех, кто поработал, трезво оценил свои возможности, желания и способности и окончательно выбрал профессию.

- Ваша Академия - дает гуманитарное образование?
- Нет, социально-экономическое.

- Какой главный предмет для абитуриента?
- Управление невозможно без логики и здравого смысла. Все это дает математика. Но грамотность, а также знание истории и хотя бы одного иностранного языка также требуются.



error: Контент защищен !!