Предметы домашнего быта. Русская изба, ее убранство и бытовая утварь

Начнём с того, без чего не мог обойтись ни один Советский человек! Спички!

Этот товар Балабановской эксперементальной фабрики по цене 1 коп за коробок поистине был и остаётся товаром даже не первой, а высшей необходимости, хотя... Конечно есть зажигалки, да и плита уже умеет зажигаться самостоятельно, и иногда ночью, не найдя спичек и зажигалок, я прикуриваю от неё! И этот трюк не совсем безопасен... А всего - то спичка... Кстати распространенные ныне одноразовые зажигалки страшно ценились, даже пустые в СССР не пропадали - в них врезали клапан и использовали повторно. Причин было две - во первых советские газовые зажигалки работали хуже нонешних китайских, а во вторых это было просто "модно"...

А вот ещё один товар первой необходимости. Между прочим, при наступлении какого-либо катаклизма Спички и Иголки мгновенно становяться жутким дефицитом. Это так к слову, не примите за паникерство...

Вы, конечно, можете мне заявить:" А как же соль?" и будете абсолютно правы, просто у меня

нет фотографии пачки соли тех лет по 7 коп. - каменная ПО 10 - "экстра" - за пачку! Спички, Иголки и Соль!

Есть похожая современная: та что слева...

но потом, после того, что она оттянула мне все карманы, я зажил по старинка - с мелочью в карманах!

Итак, "Монетница"

А теперь Ещё один предмет, без которого нормальный Советский человек за покупками не ходил.

Это Авоська! Правда я ее недолюбливал и всячески старался заменить целлофановыми пакетами...

Универсальная палочка - выручалочка в походах по магазинам. В нерабочем состоянии практически

не занимает много места, в случае применения - растягивается до размеров невероятных.

Немного об истории названия (если кто-то не знает). В начале шестидесятых, когда в стране начинался

процесс нехватки продуктов, Аркадий Исаакович Райкин вышел с этой сеточкой на сцену и

объяснил:" Что эта сеточка Авоська! Авось что-то выбросят в продажу и куда это выброшенное

положить всегда есть!" Между прочим у Авоськи есть ещё один важный аспект применения - боевое!

Пару - тройку банок любых консервов в металлической упоковке небрежно брошенных в Авоську

превращают её, в умелых руках, в страшное орудие любой драки...

Ценилась также и прочая одноразовая ерунда типа вот таких стаканчиков...

А как ценились пакеты... Во первых даже дешевая маечка стоила рубль, а любой пакет с ручками - 3,

а уж если картинка на нем красивая то целых 5-ть...

Девушки с пакетиками как нынче с "виттонами" ходили...

Пакеты берегли, мыли и стирали, даже простые упаковочные...

Пакетики к сожалению вещь одноразовая поэтому не сохранились.

Ну а теперь Прошу любить и жаловать! Первый (и, надо сказать, самый надёжный)

компьютер торговли! В начале 90-х их с охотой скупали интуристы... А как-же раритет-с...

Счёты! Если быть точным в названии "Счёты канцелярские"! Настоящие умельцы

считали на них с такой скоростью, что это казалось уму непостижимым.

К сожалению фотографии тех "детских" счёт мне найти не удалось, но всё их отличие от

больших было в размере и больше ничего.

Да были Бухи в то время. Представьте годовой баланс на счетах...

Впрочем была и механизация - от простейшего феликса

Которым мне пришлось овладеть так как стоил он кажется 15 рублей

А калькулятор советского производства вот такой:

Аж 220 рубликов в 1979 году... Так что на феликсе считать обучен...

И до "быстрицы"...(это тот-же феликс, но с мотором)

И даже до "Искры". Но это уже конец 80-х, мой первый пк...

Особенно радовала красная кнопка резета на клавиатуре...

Мы издевались над секретаршами и клеили к ней подпись " any key"...

А вот ещё один из основных продуктов питания, вернее тара из под него.

Молоко! Кефир! Простокваша! Ацидофилин! И всё в стекляной бутылке!

С крышечкой из разноцветной фольги...

Беленькая - молоко, зеленая - кефир, золотистая - ряженка...

А она сама по себе клад! Цена пустой тары - 15 копеек! Пачка сигарет, чёрт возьми!

Пачка "Примы" за 14 коп и коробок спичек!

Таким образом сдав пустую посуду можно было что-то прикупить.

Это также касалось винных и пивных бутылок, которые стоили от 12 до 20 копеек в

зависимости от объема, потом кажется в 1983-м все стали стоить одинаково 20 коп.

Был даже анекдот. Что такое производная от пьянки? - пьянка на сданную посуду!

Так вот хороша та пьянка у которой вторая производная не равна нулю!

Правда были еще треугольные пакетики, но они вечно текли,

а позднее к 80-м появились тетрапаки...

А теперь давайте зайдём в продуктовый магазин и подойдём к мясному отделу и нас сразу встретит...

Неправильно! Не мясо, а вот этот вот плакат!

Точно такой же плакат был про баранину и про свинину. И вот стоя перед практически пустой витриной

ты начинал тихо шизеть... Тебе виделись сочные отбивные из филейной части говядинки, или шашлычёк

из молодого барашка, ну, или, свиная поджарка...

И выйдя из магазина с "суповым набором" ты, с полупустой авоськой, плёлся домой!

Всё как в грустной шутке тех лет В "мясном" нет мяса, а в рыбном -рыбы...

И ведь ни скажешь, что у тебя нет денег! Ну да, ты не миллионер, но почти в каждой советской

семье была вот эта вот серая книжица! А то и несколько, причем во время гайдаровского шока

куча народу с ними погорела... До последнего верили в сбербанку...

А в СССР-е это был способ накопить на что - нибудь стоящее. Ведь ни секрет, что когда

денЮШки легко кладуться куда - нибудь (под бельё в шкаф, в банку на антресоли, в книжку

на книжной полке и т.д. и т. п.), то и достаются они оттуда сразу же, как только захочеться!

Другое дело сберкнижка...

Пока с ней сходишь в сберкассу, да отстоишь в очереди - глядишь и желание тратить пропало...

Предлагаю из магазина уйти и заглянуть, к примеру, в Аптеку!

Я думаю, что по количеству покупателей аптеки не уступают магазинам, а были годы, когда

аптеки и превосходили. Например, в годы антиалкогольной борьбы!

С прилавков аптек мгновенно исчезали всевозможные копеечные спиртовые настойки

и тогда наступала его очередь...

Ну конечно, это он! Красавец "Тройной"! Ну а если были и дамы, то бралась какая - нибудь "Сирень"

А вот и знаменитый зубной порошок. Кто мог знать, что он действует на зубы как абразивный камень!?

А вот пряжку от ремня я с его и помощью надраивал до блеска!

Правды ради скажу, что в годы моего детства продавался он не в металлической, а картонной коробочке.

А еще в советских аптеках продавался набор "мечта наркомана".

Эфедрин - пожалуйста, солутан - сколько хочешь и совсем уж "кодеин с терпингидратом"...

Правда в начале 80 последний запретили...

Ну а теперь о святом! О сексе! Говорят, что секса в СССР не было! Чушь собачья!

Был и секс, но сопряжённый с трудностями...

Собственно на то и советский человек, чтобы их героически преодолевать!

В общагах - облавы, в гостинницах, в один номер - по паспорту,

жилищный вопрос стоял не менее, а более жестко нежели сейчас,

так что хочешь "жить" умей вертеться...

Были даже презервативы!

Так вот, именно "резиной" и называли неказистое изделие №2 Баковского завода

резиновых изделий, первым изделием был кажется противогаз...

"Резины"- как раз хватало, но это произведение Баковки, обильно присыпанное тальком

и с характерным запахом галоши бурной радости как правило не вызывало.

Конечно иногда кое кому "везло" и ему доставалось изделие "оттуда".

Легенды о всевозможных цветах, конструкциях и прибамбасах с заморчками передавались из уст в уста.

Но для большинства населения нашей родины оставалась "резина".

Ближе к 80-м появились другие изделия того-же производителя - "проверено электроникой":

Так! Давайте выйдем на улицу. Давайте выйдем и пойдём по местам розничной торговли.

Розничная торговля расцветала летом. Что больше всего хочеться жарким летним днём?

Ну конечно - же пить! И вот тут на помощь приходит его величество Квас!

Я думаю, что нет ни одного человека, кто бы не любил этот замечательный напиток,

даже если он и "бочковой"...

12 копеек литр, 6 копеек "большая" кружка в пол-литра и 3 копейки "маленькая в 250 грамм.

Кружки разумеется стеклянные их ополаскивают прямо тут-же - так что не боись - авось пронесет...

Такие-же кружки во всех пивных...

Особо брезгливые носили кружки с собой, некоторые пили из полулитровых баночек...

Но у кваса есть несомненный конкурент - её высочество Газировка!

На снимке замечательные автоматы по продаже газированной воды Харьковского завода.

3 копейки с сиропом и 1 копейка "чистая". Автоматы менялись, а цена нет.

В автоматах были граненые стаканы.

Мыли их самостоятельно...

И ещё один лидер по уличной продаже - их превосходительство Пиво! Бочковое!

Впрочем ближе к 80-м бочки с пивом в Москве исчезли сменившись стационарными ларьками

и полуавтоматическими пивными.

НО чтобы не было очереди? Подозреваю, что это т.н. "постановочный" снимок!

А вот такие автоматы были как правило в крупных организациях

или в специализированных автоматических кафе.

Но всё хорошее кончается... Кончается лето и бочки отправляются на склады,

а автоматы "консервируются"...

Давайте и мы отдохнём... А это для развлечения

Вопрос, сколько стоили эти сигареты и как их называл народ?

В жизни человека окружает множество предметов. Одни из них считаются крайне необходимыми, а другие менее важны. Но все люди стремятся жить в комфорте и окружать себя полезными вещами. В статье рассмотрим, что представляет собой понятие «бытовой предмет», и разберем, что является таковым для обычного человека.

Описание понятия

Предметами быта называют те вещи, которые окружают человека и находятся в поле его жизнедеятельности. Это разнообразные приспособления, основной задачей которых является упрощение жизни населения.

К бытовым предметам относят все то, что человек использует ежедневно. То есть в быту. Одну и ту же вещь можно назвать как бытовой, так и нет. Например, кухонная плита. Если она используется дома для приготовления пищи, то это бытовой прибор. А если плита находится в собственности ресторана и применяется в производственных целях, то она не относится к таковым.

Предметы первой необходимости

К бытовым предметам первой необходимости относят средства, без которых повседневная жизнь человека становится невозможной.

К ним относятся:

  • Продукты питания . Еда - важная составляющая жизни людей. Для выживания среднестатистического человека необходимы такие продукты, как хлеб, каши, мясо, фрукты, овощи, вода.
  • Медикаменты . Многие ежедневно принимают лекарства и по медицинским показаниям не могут от них отказаться. Поэтому медикаменты становятся важным компонентом их жизни.
  • Одежда . Каждый человек нуждается в одежде и обуви. Они необходимы практически для всех действий: работы, домашних дел, прогулок.
  • Гигиенические наборы . Это средства, которые обеспечивают гигиену человека ежедневно: зубная паста, мыло, порошок и многие другие принадлежности.

Конечно, каждый человек может дополнить список в зависимости от своих потребностей, способа жизни и финансовых возможностей. Так, для одних автомобиль - ежедневно необходимое средство передвижения, а для других - предмет роскоши.

Кухонная утварь

В каждом доме можно найти мелкие бытовые предметы, которые предназначены для хранения, приготовления и употребления пищи. Сюда относятся:

  • ложки, вилки, чашки;
  • кастрюли, емкости для хранения продуктов, чайник;
  • средства для резки: доски, ножи, приборы для очистки овощей и подобные.

Такие приспособления играли важную роль в жизни людей всех времен. Кухонная утварь может быть изготовлена из различных материалов:

  • металлов (меди, железа, стали, алюминия и эмали);
  • керамики (фаянс, фарфор, глина, стекло, глазурованная керамика);
  • пластмассы.

Выбор материала производителем определяет качество посуды, способность влиять на вкусовые восприятия. Российским законодательством регулируются требования к материалам, контактирующим с пищей.

Одежда и обувь

Гардероб также можно назвать бытовым предметом, ведь вещи необходимы каждому человеку в ежедневной жизни. С их помощью люди выражают собственную индивидуальность, подчеркивают характер и дают знать о своих предпочтениях.

К бытовым предметам гардероба относятся:

  • нижнее белье;
  • верхнюю одежду;
  • украшения;
  • повседневные вещи (брюки, джинсы, рубашки, футболки, блузки, платья и другое).

Одежда - важная составляющая быта человека. На нее каждый откладывает средства, многие следят за модой и тенденциями, часто именно она является темой для разговора.

Освещение

Каждое современное жилое помещение оснащено источниками света. Это приборы, которые помогают людям в темное время суток, специализированное (например, лампы для растений) или дополнительное (например, в затемненных зонах жилья) освещение.

К этой категории относят люстры, светильники и бра. Поскольку каждый электрический прибор для работы требует ток, то источники освещения можно считать опасными бытовыми предметами. Их эксплуатация должна производиться строго по инструкции с соблюдением мер предосторожности.

Бытовая техника

Из-за ускоренного темпа жизни люди стремятся максимально упростить условия своего существования. В этом отлично помогают предметы бытовой техники. Это электронные устройства, которые помогают существенно экономить время, выполняя такие домашние дела, как готовка, стирка, уборка, глажка.

К ним относятся:

  • крупная бытовая техника (холодильник, стиральная машина, плита);
  • мелкая бытовая техника (микроволновые печи, электрочайники, фены, электробритвы, пылесосы и другое);
  • климатическая техника (кондиционеры, увлажнители, обогреватели, вентиляторы).

Использование бытовой техники значительно упрощает жизнь всем членам семьи. Появляется свободное время на хобби или другие занятия, например с детьми.

Мебель

Одним из основных бытовых предметов является мебель.

Она выполняет функцию удобства и обустройства жилища. К мебели относят:

  • стулья и столы;
  • шкафы и другие места хранения вещей;
  • тумбы, полки;
  • диваны и кресла.

Мебель необходима каждому человеку. Она позволяет экономить место благодаря эффективному размещению вещей. Тяжело представить жилье без шкафа для одежды. Гардероб современного человека включает вещи разных стилей и предназначений. Поэтому место для их хранения просто необходимо.

Аксессуары

Кроме перечисленных вещей обихода, человек использует в своей жизнедеятельности множество аксессуаров. Это такие простые бытовые предметы, как:

  • вешалки;
  • зеркала;
  • предметы украшения интерьера и картины;
  • текстиль;
  • декоративные предметы (например, семейные ценности, передаваемые по наследству);
  • подставки разного назначения.

Их основной задачей является обеспечение дополнительного комфорта жизни. Конечно, аксессуары не являются обязательными, но при их отсутствии комфорт становится неполноценным.

Каждый человек, возвратившись после тяжёлого рабочего дня, желает окунуться в атмосферу тёплого домашнего очага. В этом ему помогают бытовые аксессуары.

Опасные предметы в доме

Многие предметы быта могут быть не только полезными, но и опасными. Об этом нужно помнить и относиться к ним со вниманием и осторожностью.

Перечень наиболее опасных домашних предметов таков:

  1. Электрические удлинители. Опасны не только тем, что о них спотыкаются и травмируются, но и тем, что они пожароопасны. Более половины пожаров возникает из-за неисправности этого бытового прибора, поэтому очень важно систематически осматривать его на предмет порыва или потертости.
  2. Газовые плиты. Каждый знает, что при случайном заливании конфорок из них продолжает идти газ, опасный для жизни. Необходимо следить за плитой, на которой готовится еда и желательно иметь печь с газ-контролем. Кроме того, не следует сушить вещи или волосы над газовой плитой - это чревато пожаром и ожоговыми травмами. Чтобы не произошло возгорания или взрыва при наполнении помещения газом, нужно его хорошо проветрить, не включая электричество.
  3. Бытовые электроприборы - чайники, плойки, утюги, телевизоры, светильники и другое могут также выходить из строя. Нельзя пользоваться ими при малейшем подозрении на неисправность и выключать, уходя из дома.
  4. Бытовые острые предметы - иглы, ножницы, ножи, булавки, топоры. Эти вещи должны всегда находиться в отведенных для них местах, недоступных для детей.
  5. Бытовая химия. В каждом доме есть химические вещества и жидкости, используемые для мытья и чистки кухонной утвари, умывальников, унитазов и тому подобных вещей. Пользоваться ими нужно в перчатках, а если жидкость имеет едкий резкий запах, то и в защитной маске. Игнорирование таких правил может привести как к аллергическим реакциям, так и к тяжелым отравлениям.

Таким образом, можно сказать, что жизнь человека тесно связана с определенными вещами. Именно поэтому таковые называются предметами быта. Они могут отличаться для людей с разным достатком и потребностями, но дополняют жизнь необходимым комфортом.


1.Прялка 2.Сковорода 3 Блинная сковорода



4.Медный ковш 5. Большой ковш 6.Малый ковш



7.Медная мера 8.Медный кувшин 9.Медный чайник



10.Деревянный ковш 11.Чесалка 12.Рубель



13. Толкач макогон 14. Коромысло 15. Дубовая бочка для вина



16. Лапа 17.Капкан 18. Весы. 1910 год.



19.Деревянный совок 22.Ножницы 23.Долото



21. Топоры трех различных видов




20. Серп 24.Инструмент Бондаря 25.Короб 26.Лапти



27. Утюги угольные 28. Утюг железный



29. Утюг электрический начало ХХ века 31. Ступа 33. Корыто



30. Лезвие секиры 32. Конный плуг 34. Жернов



35. Ухват или рогач 36. Кочерга 37. Грабли



38. Садник 39. Деревянная лопата 40. Крюк



41. Цеп 42. Сковородник 43. Бочка



44. Парь эрзянский: три вида с разной декоративной резьбой.

  1. Прялка. Это популярное в прежние века орудие трудя и предмет крестьянского быта. С помощью этого устройства пряли нитки. Вспоминаем Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
  2. Сковорода. Старинная глубокая медная сковорода напоминает, скорее, современный таз для варенья. В ней готовили пищу на всю большую семью.
  3. Блинная сковорода . Наоборот, маленькая, неглубокая сковородка, чей звездный час наступал на масленицу. От современных аналогов отличается, прежде всего, материалом, из которого изготовлена.
  4. Медный ковш. Ковшом можно зачерпнуть воду или другую жидкость из ведра, бочки, в ковше можно сварить яйцо. В наши дни ковши обычно бывают не из меди, а алюминиевые или эмалированные.
  5. Большой ковш.
  6. Малый ковш.
  7. Медная мера. Предмет, похожий на большую кружку, на самом деле являлся мерной емкостью, в которую входило ровно четверть ведра.
  8. Медный кувшин. В кувшинах обычно носили воду от колодца или источника до дома.
  9. Медный чайник . Как и современный чайник, служил для нагрева воды.
  10. Деревянный ковш. Его выдалбливали из цельного куска дерева. С древности и до XIX века такими ковшами разливали брагу, квас, мед.
  11. Чесалка. Экзотический для современного человека инструмент с «ежиком» длинных острых деревянных иголок применялся для чесания шерсти и льна.
  12. Рубель. Далекий предок утюга, с помощью которого женщины гладили белье. Отжатое вручную белье наматывали на скалку или валик и раскатывали рубелем.
  13. Толкач, он же макогон. Практически это был пестик для ступки. Им толокли семена льна, растирали мак, творог, масло. Большими толкачами размельчали корм для свиней.
  14. Коромысло . Популярное в хозяйстве прошлых веков приспособление, позволявшее равномерно распределять тяжесть переносимого груза. Чаще всего при помощи коромысла носили воду из колодца. Коромысло укладывали на плечи, а на крючки по его краям вешали ведра с водой, а иногда и другие грузы. Вспомните русскую загадку: «Крашеное коромысло над рекою повисло» (отгадка - радуга)
  15. Дубовая бочка для вина. Вино в прежние века хранили, носили и возили в бочонках из дуба, в которых пьянящий напиток сохранялся не хуже, чем в глиняных кувшинах. При этом деревянный бочонок был несравненно прочнее, не разбивался от ударов. Заливное отверстие на боковине затыкала пробка, а на торце находился сливной краник. Как и прочие бочки и кадки, винный бочонок стягивали стальные обручи.
  16. Лапа. Сегодня кажется очень необычным это древнее приспособление, при помощи которого сапожники ремонтировали обувь.
  17. Капкан. Популярная у охотников ловушка для поимки крупных животных. Наступившему в капкан зверю зажимало лапу. В двадцатом веке капкан прославился в фильме «Берегись автомобиля», где персонаж Дима Семицветов установил его на педаль «Волги», чтобы зажало ногу угонщика.
  18. Весы. Представленному в Музее прибору для взвешивания исполнилось 100 лет - он изготовлен в 1910 году. Чугунный механизм, медные тарелки.
  19. Деревянный совок. Сего помощью набирали из мешков или других емкостей муку, гречиху и другие крупы.
  20. Серп. Орудие для срезания злаков и трав с закругленным, сужающимся стальным лезвием и короткой деревянной рукояткой. Широко использовался при сборе урожая. В старину тонкий лунный полумесяц сравнивали с серпом. В ХХ веке серп, скрещенный с молотом, превратился в один из основных символов коммунизма, олицетворяя крестьянский труд, единый с молотом, обозначающим труд рабочих.
  21. Топоры трех видов. Много веков подряд топор состоит из острого стального лезвия и деревянной рукоятки. Лесорубы валят топорами деревья и срубают ветки. Плотники с помощью топоров придают форму деревянным изделиям. Мясники топорами разделывают туши. Воинам прошлых веков топоры служили холодным оружием - ими можно бить противников, их можно и метать. Топоры и сегодня верой и правдой служат дачникам, туристам, сельским жителям.
  22. Ножницы. Здесь представлены стальные пряморежущие ножницы для раскройки металла.
  23. Долото. Ручной деревообрабатывающий инструмент. Им можно обтесывать деревянную заготовку, проделывать отверстия, гнезда, пазы и т.п.
  24. Инструмент Бондаря. Для натягивания деревянных колец на бочки.
  25. Короб. Старинная сумка из дуба, бересты, щепы. В коробах крестьяне носили с собой на жнитво и сенокос хлеб, соль, другие продукты. Короб мог служить также для упаковки и хранения чего-либо. Вспомните песню: «Ох, полным-полна коробушка...»
  26. Лапти. Характерная плетеная низкая обувь, очень популярная в российских деревнях с древности и вплоть до 20-х годов ХХ века. Их носили и мужчины и женщины. Лапти плели из лыка (неокрепшего подкорья дерева), бересты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лыком, лозой, веревкой или подшивали кожей. Лапоть подвязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого плели сами лапти.
  27. Угольный утюг. Использовался в хозяйстве с середины XVIII века. Принцип работы очень прост - в корпус закладывали раскаленные угли и закрывали крышкой. Для лучшей тяги в крышке была сделана труба. Чтобы внутрь поступал кислород, в боках и задней панели прорезаны отверстия. При глажении таким утюгом следовало размахивать, чтобы улучшить тягу угля.
  28. В России железный утюг впервые упоминается в 1636 году, хотя появился он намного раньше. Утюг изготавливался из чугуна или бронзы и весил до 10 кг. Простые утюги, были самыми распространенными в разных странах и у разных сословий до ХХ века. Они могли иметь различные дизайн и размеры. Разогревали такие утюги на печи, плите или огне.
  29. Электрический утюг. В первых электрических утюгах еще не было спирали накаливания, как в современных утюгах, а их роль исполняли два угольных электрода в обоих концах подошвы. При включении между ними появлялась электрическая дуга, которая и нагревала подошву. Электрические утюги оказались самыми удобными, их конструкция быстро развивалась, и они заменили собой все прежние типы утюгов.
  30. Лезвие секиры. Секира - старинное холодное оружие в виде топора с длинной рукоятью.
  31. Ступа . Деревянная емкость, в которой толкут - размельчают зерно или какие-либо продукты. Ступы бывают различного размера - от больших, примерно в половину роста человека, до совсем маленьких, настольных. К примеру, в больших ступах изготавливали крупы из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Зерно, когда его толкут в ступе, освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступа присутствовала в каждом крестьянском хозяйстве.
  32. Конный плуг. Типичная картина пахоты в прошлые века: по полю неторопливо идет лошадь, запряженная плугом, а за ней, опираясь руками на рукоятки плуга, шагает земледелец. Крестьянский конный плуг имел одно лезвие, которое вспахивало борозду, подготавливая почву. Также, плуг уничтожал корневища растений-сорняков.
  33. Корыто. В прежние века корыто обычно изготавливали из дерева, используя половинку расколотого бревна, в которой выдалбливали емкость. В зависимости от породы использованного дерева, корыта назывались дубовыми, липовыми, осиновыми, ветловыми и др. Деревянное корыто в хозяйстве использовалось не только для стирки или купания. В них собирали урожаи яблок, готовили соленья, остужали пиво. Перевернутое корыто служило крышкой. Также, существовали кормовые корыта, в которые наливали корм скоту и птице.
  34. Жернов. Чтобы перемолоть в муку пшеничные, ржаные или другие зерна, применялись два каменных круга. Они вращались, между ними сыпалось зерно и они растирали зерно в муку. Материал, из которого делали жернова, не был случайным. Обычно круги изготавливали либо из мелкозернистого содержащего кремень пористого песчаника, либо из окремненного, содержащего окаменелости известняка.
  35. Ухват или рогач. Домашний печной инструмент. Приспособление, с помощью которого ставили в печь и вынимали из печи чугунки, в которых варилась еда. Ухват представлял собой длинную деревянную палку с полукруглой металлической рогатиной на конце, за что иногда его звали рогачом. Под каждый размер чугунка использовался свой ухват - побольше или поменьше.
  36. Кочерга. Незаменимый помощник для топки печей. Обычно это длинная палка или металлический стержень с загнутым под прямым углом концом. Такой инструмент позволяет перекладывать, перемешивать дрова в печи или камине, выгребать угли.
  37. Грабли. Незаменимый в саду, огороде, питомнике инструмент, у которого много назначений. Граблями разрыхляют почву, разбивают комья уже разрыхленной земли, очищают землю от выкопанных корней сорной травы, слегка разрыхляют почву между растениями. Также граблями собирают скошенную траву, переворачивают ее, убирают культивируемые растения. В старину преобладали деревянные грабли, а в наше время - металлические.
  38. Садник. Широкая плоская лопата, обычно целиком деревянная, на длинном черенке, с помощью которой вынимают из печи испеченный хлеб.
  39. Деревянная лопата. В отличие от металлической, применялась не для земляных работ, а во время просушки убранного зерна.
  40. Крюк. Сельскохозяйственное приспособление для выдергивания сена из стога.
  41. Цеп. Сельскохозяйственное орудие для молочения. Состоит из двух палок, соединенных кожаным ремешком или веревкой. Одна, та что подлиннее, служила ручкой, другая, что покороче, но потяжелее - ударной частью. Эту, вторую, бьющую часть делали из твердой породы дерева, например, из дуба и часто с утолщением на конце, чтобы удар был сильнее.
  42. Сковородник. Домашний печной инструмент. Если чугунки ставили в печь и поднимали ухватом-рогачом, то сковороды - специальным крюком на длинной ручке.
  43. Бочка.
  44. Парь эрзянский. Эта емкость, размерами и цилиндрической формой напоминающая бочонок, на самом деле не предназначалась для каких-либо жидкостей, а служила сундуком для вещей, причем не простым. Парь - это свадебный долбленый сундук- сундук-кадка. Его изготавливали из цельного ствола липы - из куска бревна выдалбливали середину, оставляя круглые стенки и днище. В средней части тулова кадки прикреплены кованое кольцо из железа, с другой стороны - железная накладка, служившая для закрепления крышки. Такой цилиндрический липовый сундук - парь в мордовской семье считался обязательным предметом утвари. Пари были различных размеров, в среднем их высота достигала 80-90 см, к ним навешивали массивные чугунные скобы для замков. В этих сундуках хранили холст, полотенца, самую ценную одежду и украшения. Парь готовил свекор в подарок невестке. Обычно его заказывали мастерам. Заказчик рассчитывался зерном или работал в хозяйстве мастера столько дней, сколько тот делал парь. Они покрывались богатой резьбой на тему семейной жизни или каких-то трудовых процессов, иногда на нем изображались женские украшения. Эти рисунки несли определенный сакральный смысл и должны были способствовать счастью и благосостоянию молодой семьи. Обряд укладки сундука являлся важным моментом мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Поэтому вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на его дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В конце обряда невеста раздавала подарки тем родственницам, которые принесли ей лепешки. А для усопших родичей она вешала на икону, которой ее благословляли родители перед венцом, полотенце. Во времена, когда выдолбленные сундуки стали заменяться дощатыми, этот обряд продолжал сохраняться. Сундуки также заказывали мастеру, который часть заработанных денег клал внутрь него, «чтобы жизнь не была пустой». У многих пожилых женщин в Мордовии и сейчас сохраняются пари и сундуки, в которых они хранят одежду, ценные вещи.

По словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «быт - это обычное протекание жизни в ее реально- практических формах; быт - это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим - мы склонны считать его «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего» (Лотман 1994, 10).

Словосочетание «традиционный быт» буквально означает протекание повседневной жизни человека в формах, определенных традицией, - в обществе, где принятые и устоявшиеся правила поведения, навыки, система представлений передаются из поколения в поколение. Естественно, что традиционный быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому словосочетание «традиционный быт» часто заменяется словами «народный быт», «национальный бытовой уклад », «традиционная бытовая культура» и др. В книге идет речь главным образом о бытовом укладе жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России XVIII - первой четверти XIX в. именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.

Русское дворянство, большая часть купечества, рабочие крупных промышленных предприятий жили в рамках европейской культуры, урбанистической в своей основе и наднациональной по сути. Образ жизни дворянина и крестьянина настолько различались, что это позволило говорить о наличии у русских людей двух разных цивилизаций: дворянской и крестьянской. По мнению известного историка А. А. Зимина, «расхождения между цивилизациями в XVIII и XIX веках было настолько разительным, что могло создаться впечатление о двух мирах, живших каждый своей жизнью» (Зимин 2002, 11). Такой разрыв в бытовой культуре русского народа произошел в петровскую эпоху, на рубеже XVII-XVIII вв. До этого времени представители всех слоев русского общества жили в рамках традиционной культуры, характерными чертами которой были статичность, замкнутость, верность старине.

Реформы Петра Первого и его преемников в экономической и политической сферах жизни, развитие промышленности, торговли, установление прочных контактов с европейскими странами произвели переворот в культурном сознании страны. Обновление русской жизни было связано с ориентацией на светскую культуру Западной Европы - верхние слои русского общества и горожане оказались готовыми к ее восприятию и усвоению. Русское крестьянство, наоборот, в массе своей тяготело к традиционному патриархальному укладу жизни. Протопоп Аввакум в XVII в. выразил это мироощущение так: «Держу до смерти, якоже приях; не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веком!» Стремление жить, как жили отцы и деды, поддерживалось верой в раз и навсегда обретенную «правду-истину» православия, принятого Русью в X в.

Появление каких-либо новшеств рассматривалось как откат в сторону, нарушение установленного Богом миропорядка. Замкнутость русского средневекового сознания, неготовность к общению с другими культурами вырастала из веры в особую миссию России, в избранность православного народа. В крестьянской среде постепенный отход от традиций начался в середине - второй половине XIX в. Новые веяния, зародившиеся в торговых и ремесленных селах, население которых имело прочные контакты с городом, затем достигли многих деревень, в том числе и самых отдаленных от крупных промышленных центров. В наши дни образ жизни русских крестьян строится по городской модели, но у них сохранилось и множество «остатков милой старины», безвозвратно исчезнувших из быта горожан.

Мир русской деревни представлен в книге через описание крестьянского жилища и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Такой подход вполне правомерен. И дом, и любой предмет обихода наделены «памятью», и потому, изучая их, можно немало узнать о социальных, религиозных, хозяйственных сторонах жизни их владельцев. Дом был средоточием жизненных сил человека, здесь он был защищен от непогоды и врагов, от опасностей внешнего мира. Здесь сменяли друг друга поколения предков, здесь он продолжал свой род, здесь столетиями формировался русский традиционный быт, который включал в себя множество предметов, необходимых человеку для жизни и работы.

Прежде всего это были орудия труда: пахотные и для боронования почвы, уборки и дальнейшей обработки урожая, с помощью которых добывался хлеб насущный; приспособления для ухода за скотом; инструменты, применявшиеся в ремеслах и промыслах. Немалое значение имел зимний и летний транспорт. Жизнь проходила в доме, внутреннее убранство которого было организовано для работы и отдыха. Дом был заполнен вещами, использовавшимися для его украшения, придания ему уюта, предметами религиозного культа, а также разнообразной утварью. Человек не мог обходиться без одежды: повседневной и праздничной, без обуви, головных уборов и др. Все эти предметы народного быта создавались либо самими крестьянами, либо деревенскими или городскими ремесленника- ми, учитывавшими потребности и вкусы своих заказчиков.

Вещи, выходившие из рук мастера, были хорошо продуманы и нередко поражали удивительной красотой. В. С. Воронов, известный специалист в области русского народного декоративного творчества, писал: «Все многообразное обилие бытовых памятников - от мощного резного наличника и расписных саней до резной указки, цветной глиняной игрушки и вершкового медного фигурного замка - поражает богатством зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки - всей полнотой художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянину-художнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и нешумный праздник живой красоты » (Воронов 1972,32-33).

Предметный мир русских крестьян был сравнительно единообразен на всем занимаемом ими пространстве России. Это особенно касается сельскохозяйственных, ремесленных орудий, транспортных средств, предметов обстановки и убранства жилища, которые за редким исключением всюду были одинаковы, что объясняется схожими природными и климатическими условиями, земледельческим типом крестьянского хозяйства. Местным своеобразием отличались предметы, мало связанные с производственной деятельностью людей, такие, как, например, одежда или праздничная утварь. Так, костюм замужней крестьянки из Вологодской губернии был не похож на костюм женщины из Курской губернии; сосуды для подачи на стол пива из Вятской губернии были не такими, как в деревнях Воронежской губернии.

Местные различия обусловливались огромными пространствами России, разобщенностью ее отдельных территорий, влиянием соседних народов и др. Характерной особенностью предметного мира русского крестьянина была его относительная неизменность, стабильность. В XVIII - начале XX в. он был в основном таким же, как и в XII- XIII вв.: такими же были соха с двумя сошниками и перекладной пблицей, деревянная борона, серп, коса, ведро, коромысло, глиняный горшок, миска, ложка, рубаха, сапоги, стол, лавка и множество других нужных человеку вещей. Это связано с вековой устойчивостью жизненных условий русских крестьян, неизменностью их главного занятия - земледелия, которое и определяло материальные потребности. В то же время предметный мир крестьян-земледельцев не был однажды сформировавшимся и застывшим.

На протяжении столетий в него постепенно включались новые вещи, необходимость которых определялась техническим прогрессом и, как следствие этого, неизбежным, хотя и сравнительно медленным изменением образа жизни. Так, в начале XV-XVI в. появилась коса-литовка, в XVII-XVIII вв. в крестьянском обиходе стало использоваться такое пахотное орудие, как косуля, в XIX в. крестьяне стали пить чай из самовара, готовить еду на чугунной сковороде, женщины начали повязывать голову вместо старинного убруса квадратным платком, надевать вместо рубахи и сарафана парочку - юбку с кофточкой. То, что когда- то казалось чужим, постепенно укоренялось, становилось своим, традиционным. Параллельно с этим из обихода уходили вещи, изжившие себя.

В первой половине XIX в. перестали пользоваться сундуками- подголовниками для хранения денег и ценностей в пути. В конце XIX в. из праздничного обихода исчез скобкарь, который с XII в. служил для подачи пива на стол. Смена предметов происходила незаметно; с одними вещами расставались без сожаления, другие, утрачивая функциональность, превращались в обрядовые, третьи оставлялись «на поминок» об ушедших из этого мира людях. Каждый предмет русского традиционного быта имел двуединую природу: в повседневной практике вещи использовались по своему прямому, утилитарному назначению, в обрядовой практике они проявляли значения символов.

Например, метлой подметали избу, в Страстной четверг метла использовалась для защиты дома от нечистой силы: женщина садилась на нее верхом и с определенными заклинаниями объезжала свой дом. В ступе толкли пестом крупяные зерна, в руках свахи ступа с пестом превращались в символ мужского и женского соития. Шубу носили в холодное время года, - шуба, расстеленная для молодоженов на лавке, становилась знаком их плодовитости в браке. Горшок был непременным атрибутом свадебного и похоронного ритуалов, его разбивали в знак изменения статуса человека. После брачной ночи его разбивал дружка на пороге комнаты новобрачных, тем самым как бы показывая присутствующим, что ночь прошла благополучно. В ритуале похорон горшок разбивали при выносе покойника из дома, чтобы умерший не смог вернуться в мир живых. Кокошник оставался женским праздничным головным убором и символом замужества. «Вещность» и «знаковость» присутствовали во всех предметах народного быта.

Одни предметы обладали большим семиотическим статусом, другие - меньшим. Высокой степенью знаковости были наделены, например, полотенца - полотнища орнаментированной ткани, предназначенные для украшения интерьера. В родинно-крестильной, свадебной, погребально-поминальной обрядности они выступали преимущественно как знаки принадлежности человека к определенной семье - «роду-племени». В отдельных ситуациях некоторые предметы, превращаясь в символы, полностью теряли свою вещную природу.

Так,. Ю. М. Лотман в той же книге дал примеры, когда хлеб из привычной для нас сферы употребления переходит в сферу значения: в словах известной христианской молитвы «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» хлеб превращается в пищу, потребную для поддержания жизни; в словах Иисуса Христа, приведенных в Евангелии от Иоанна: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), хлеб и обозначающее его слово образуют сложное символическое сочетание. Традиционный русский быт настолько богат и ярок, что представить его в одной книге во всей полноте фактически невозможно. В этом энциклопедическом словаре объединены статьи об устройстве крестьянского жилища, о транспорте, об орудиях труда и об основных предметах крестьянского обихода, которые дают возможность рассказать об ушедшей в прошлое жизни многих поколений людей.

Изба была основным жилым помещением русского дома. Ее интерьер отличался строгими, издавна установившимися формами, простотой и целесообразным расположением предметов. Ее стены, потолок и пол, как правило ничем не окрашенные и не оклеенные, имели приятный теплый цвет древесины, светлый в новых домах, темный - в старых.

Главное место в избе занимала русская печь. В зависимости от местной традиции она стояла справа или слева от входа, устьем к боковой или передней стене. Это было удобно для обитателей дома, так как теплая печь преграждала путь холодному воздуху, проникавшему из сеней (только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу).

По диагонали от печи стоял стол, над которым висела божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, а над ними были врезаны в стены такой же ширины полки - полавочники. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивали деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол (помост). Вся эта неподвижная обстановка избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом.

Пространство русской избы было поделено на части, имевшие свое определенное назначение. Передний угол с божницей и столом назывался также большим, красным, святым: здесь устраивали семейные трапезы, читали вслух молитвенники, Евангелие, Псалтирь. Здесь же на полках стояла красивая столовая утварь. В домах, где отсутствовала горница, передний угол считался парадной частью избы, местом приема гостей.

Пространство около двери и печи называлось бабий угол, печной угол, средний угол, середа, середь. Это было место, где женщины готовили еду, занимались различными работами. На полках стояли горшки, миски, около печи - ухваты, кочерга, помело. Мифологическое сознание народа определяло печной угол как место темное, нечистое. В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали: центр христианский и центр языческий, в равной степени важные для крестьянской семьи.

Достаточно ограниченное пространство русской избы было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством размещалась семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали и отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи.

Места для сна также были строго распределены: дети, парни и девушки спали на полатях; хозяин с хозяйкой дома - под полатями на специальном настиле или лавке, к которой придвигалась широкая скамья; старики на печи или голбце. Нарушать заведенный в доме порядок не полагалось без крайней необходимости. Человек, его нарушающий, считался не знающим заповедей отцов. Организация внутреннего пространства избы нашла свое отражение в свадебной песне:

Я войду ли в родительскую светлую горницу,
Помолюсь на все на четыре стороны,
Еще первый поклон углу переднему,
Попрошу у Господа благословеньица,
В тело белое - здоровьица,
Во головушку ума-разума,
В белы рученьки уменьица,
Чтоб суметь угодить во чужой семье.
Я другой поклон отдам углу среднему,
За хлеб ему за соль,
За вспоеньице, за вскормленьице,
За теплое одеваньице.
А третий поклон отдам углу теплому
За его-то согреваньице,
За уголечки каленые,
За кирпичики горячие.
А в последний поклонюсь
Углу кутному
За его-то постелюшку мягкую,
За сголовице пуховое,
За сон, за дремоту сладкую.

Избу по возможности держали в чистоте, что было наиболее характерно для северных и сибирских деревень. Полы в избе мыли раз в неделю, а на Пасху, Рождество и к престольным праздникам голиком с песком скоблили не только пол, но и стены, потолок, лавки. Русские крестьяне старались украсить свою избу. В будние дни ее убранство было довольно скромным: полотенце на божнице, домотканые половики на полу.

В праздничный день русская изба преображалась, особенно если в доме не имелось горницы: стол накрывали белой скатертью; на стены, ближе к переднему углу, и на окна вывешивали вышитые или затканные цветными узорами полотенца; лавки и стоявшие в доме сундуки прикрывали нарядными дорожками. Интерьер горницы несколько отличался от внутреннего убранства избы.

Горница была парадным помещением дома и не предназначалась для постоянного проживания семьи. Соответственно, ее внутреннее пространство решалось иначе - в ней отсутствовали полати и помост для спанья, вместо русской печи стояла облицованная изразцами голландка, приспособленная только для отопления помещения, лавки были накрыты красивыми постилками, на полавочниках расставлена парадная столовая утварь, на стенах около божницы развешены лубочные картинки религиозного и светского содержания и полотенца. В остальном хоромный наряд горницы повторял неподвижный наряд избы: в дальнем от двери углу божница с иконами, вдоль стен лавки, над ними полки-полавочники, множество сундуков, иногда поставленных один на другой.

Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполонявшей его пространство. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол - горшки, латки, лоханки, кринки, миски, блюда, ендовы, ковши2, корчики и т. д.; всевозможные емкости для сбора ягод и грибов - корзинки, кузова, туеса и др.; различные сундуки, ларцы, шкатулки для хранения предметов домашнего обихода, одежды и косметических принадлежностей; предметы для разжигания огня и внутреннего освещения дома - огнива, светцы, подсвечники и мн. др. Все эти необходимые для ведения домашнего хозяйства предметы в большем или меньшем количестве имелись в каждой крестьянской семье.

Домашняя утварь была сравнительно однотипна на всем пространстве расселения русского народа, что объясняется общностью домашнего уклада жизни русских крестьян. Локальные варианты предметов утвари практически отсутствовали или, во всяком случае, были менее очевидны, чем в одежде и пище. Различия проявлялись только в утвари, подаваемой на стол в праздничные дни. При этом местное своеобразие находило свое выражение не столько в форме столовой посуды, сколько в ее декоративном оформлении.

Характерной особенностью русской крестьянской утвари было изобилие местных названий одного и того же предмета. Сосуды одинаковой формы, единого назначения, выполненные из одного материала, одним и тем же способом, по-своему называли в разных губерниях, уездах, волостях и далее деревнях. Название предмета менялось в зависимости от его использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу, в одном доме называли «кашником», такой же горшок, использовавшийся в другом доме для варки похлебки, называли «щенником».

По-разному называлась утварь одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд из глины - горшок, из чугуна - чугунок, из меди - медник. Терминология часто менялась в зависимости от способа изготовления сосуда: сосуд бондарной работы для квашения овощей - кадка, долбленный из дерева - долбенка, выделанный из глины - корчага. Убранство внутреннего пространства крестьянского дома стало претерпевать заметные изменения в последней трети XIX в. В первую очередь изменения коснулись интерьера горницы, которая воспринималась русскими как символ богатства крестьянской семьи.

Обладатели горниц стремились обставлять их предметами, характерными для городского образа жизни: вместо лавок - появились стулья, табуреты, канапели - диваны с решетчатыми или глухими спинками, вместо старинного стола с подстольем - стол городского типа, покрытый скатертью-«филейкой». Непременной принадлежностью горницы стал комоде выдвижными ящиками, горка для праздничной посуды и нарядно убранная, с большим количеством подушек кровать, а около божницы висели в рамах фотографии родни и часы-ходики.

Через некоторое время новшества коснулись и избы: деревянная перегородка отделила печь от остального пространства, предметы городского быта начали активно вытеснять традиционную неподвижную мебель. Так, полати постепенно заменила кровать. В первом десятилетии XX в. убранство избы пополнилось шкафами, буфетами, зеркалами и мелкой скульптурой. Традиционный набор утвари сохранялся значительно дольше, вплоть до 30-х гг. XX в., что объяснялось устойчивостью крестьянского уклада жизни, функциональностью предметов обихода. Исключение составляла только праздничная столовая, а точнее - чайная утварь: со второй половины XIX в. в крестьянском доме наряду с самоваром появились фарфоровые чашки, блюдца, сахарницы, вазочки для варенья, молочники, металлические чайные ложки.

В зажиточных семьях во время праздничных трапез использовали индивидуальные тарелки, формы для студня, стеклянные рюмки, стаканы, бокалы, бутылки и т. п. Изменение образа жизни крестьян в XX в., ориентация на стиль и образ жизни большого города привели к почти полной замене прежних представлений о внутреннем убранстве дома и постепенному отмиранию традиционной бытовой культуры.



error: Контент защищен !!