Методическое обеспечение деятельности физкультурно спортивной организации. ПМ.03 Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности рабочая программа на тему

«УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе Ректор НОУ ВПО «ПССИ» ____________ __________ «_____»____________2015 г. «_____»___________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля ПМ.03

«Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»

по специальности 49.02.01 - «Физическая культура»

Подольск 2015

Составитель:

Ученая степень кандидат педагогических наук

Ученое звание доцент

Должность заведующий кафедрой

Рецензент:

Ученая степень кандидат биологических наук

Должность доцент кафедры

Программа составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 49.02.01 Физическая культура, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 01.01.2001 г, регистрационный № 000) и одобрена на заседании кафедры ««Физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры», протокол №3 от 29 октября 2015 г.

Согласовано с деканом факультета СПО:

Согласовано с библиотекой:

Заведующая библиотекой:

© Подольский социально-спортивный институт, 2015.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура , в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

Анализа учебно-методических материалов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс и руководство соревновательной деятельностью в избранном виде спорта и организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;

Планирования подготовки спортсменов в избранном виде спорта на различных этапах подготовки;

Планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;

Разработки методических материалов на основе макетов, образцов, требований;

Изучения и анализа профессиональной литературы, выступлений по актуальным вопросам спортивной и оздоровительной тренировки;

Руководства соревновательной деятельностью в избранном виде спорта;

Организации физкультурно-спортивной деятельности;

Отбора наиболее эффективных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в процессе экспериментальной работы;

Оформления портфолио педагогических достижений;

уметь:

Анализировать программы спортивной подготовки в избранном виде спорта и планировать учебно-тренировочный и соревновательный процесс;

Планировать организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-­массовых мероприятий;

Разрабатывать методические документы на основе макетов, образцов, требований;

Определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

Определять цели, задачи, планировать учебно-исследовательскую работу с помощью руководителя;


Использовать методы и методики педагогического исследования, подобранные совместно с руководителем;

Отбирать наиболее эффективные средства и методы физической культуры спортивной тренировки;

Оформлять результаты исследовательской работы;

Готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

знать:

Теоретические основы и методику планирования учебно-тренировочного и соревновательного процесса в избранном виде спорта;

Теоретические основы и методику планирования оздоровительной тренировки на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;

Методику планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;

Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере физической культуры и спорта;

Логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферату, конспекту;

Погрешности измерений; теорию тестов;


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Задания для контрольной работы по профессиональному модулю ПМ.03

«Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»

для студентов 3 курса заочной формы обучения

5семестр

Раздел 1. Методическое обеспечение организации учебно - тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

Раздел 2. Методическое обеспечение организации и проведения физкультурно - спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

Тема 1. Методическое обеспечение организации и проведения физкультурно - спортивных занятий и мероприятий в ДОУ.

    Методическая (научно - методическая) работа как составная часть совершенствования педагогического мастерства педагога.

    Комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО) образовательного процесса в ДОУ: понятие, сущность, структура (нормативно – методические, учебно – информационные, учебно – методические материалы). Рекомендуется использовать схемы, таблицы.

    Учебно – методические материалы (учебно - методический комплекс) по ФК в ДОУ:

Планирование и организация работы по физическому воспитанию в ДОУ. Характеристика документов планирования. Образцы планов.

Материалы учебно – методического обеспечения физкультурного занятия (мероприятия), разрабатываемые педагогом по ФК (разновидности, примерный перечень, требования к содержанию и оформлению): разработки конкретных занятий, рекомендации по направлениям деятельности, дидактический наглядный, раздаточный материал, видеотека и т. п.

4. Практическое задание.

Разработать план – конспект физкультурного занятия для одной из групп ДОУ в установленной форме.

Разработать (определить, подобрать) учебно – методический материал для данного занятия: наглядный, раздаточный материал; рекомендации по направлениям деятельности, по самостоятельной работе; тесты, карточки – задания, вопросы и т.п.

Литература

    Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

    Воротилкина И.М. Физкультурно- оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие.- М.: Изд-во НЦЭНАС, 2004.

    Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. – М.: Владос, 2004.

    Глазырина Л.Д.Физическая культура в младшей (средней, старшей, подготовительной) группе детского сада. – М.: Владос, 2005.

    Глазырина Л.Д., ОвсянкинВ.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005.

    Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении. – М.: Скрепторий, 2004.

    ПензулаеваЛ. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. - М: Мозаика-Синтез, 2009г.

    Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа - М: Мозаик-Синтез, 2009 г.

    Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М: Мозаика-Синтез, 2010 г.

    План работы воспитателя по физической культуре. - М.: Скрипторий 2003, 2007.

    План – программа педагогического процесса в детском саду (методическое пособие для воспитателей детского сада / под общей редакцией З.А. Михайловой. – СПб.: Детство – пресс, 2004.

    Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

    Рабочий журнал инструктора (воспитателя) ДОУ по физической культуре / Авт. – сост. В.Н. Зимонина. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

    Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

    Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 (4-, 5-7) лет (с учетом уровня двигательной активности): Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры. – М.: Просвещение, 2006.

    Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно – методические материалы, разработки занятий и упражнений / авт. – сост. О.М. Литвинова. – Волгоград: Учитель, 2007.

    СтепаненковаЭ. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика- Синтез, 2009.

    СтепаненковаЭ. Я. Методика проведения подвижных игр. - М: Мозаика-Синтез, 2009.

    Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Аcademia, 2001.

    Тарасова Т.А. Контроль физического воспитания детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

    ФилипповаС.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.

    Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский; под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

    Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.

    Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов; - 8-е изд. испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 480 с.

    Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Просвещение, 2003.

    ЩербакА.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. – М.: Владос, 1999.

    Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе «Старт» // Дошкольное воспитание. - №6. – 1997.

    Журналы. Дошкольное воспитание.

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Методическое обеспечение организации

физкультурной и спортивной деятельности»

Примерная программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Училище (техникум) Олимпийского резерва № 5»

Разработчики: Папикян Изабелла Хачиковна, методист

Протокол №____ от ______________201 г.

Председатель цикловой комиссии ________________

Согласовано с работодателем

Наименование организации

Должность ФИО

М.П.

СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля.

1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050141,входящий в состав укрупненной группы 050000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА по направлению подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. организации учебно- деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

2 . Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения группами населения.

3. физической культуры и самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

4. виде отчетов, рефератов, выступлений.

5. деятельности в области

Примерная программа профессионального модуля может быть использована с учетом требований Сан Пина.

.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

анализа учебно-методических материалов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс и руководство соревновательной деятельностью в избранном виде спорта и организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;

планирования подготовки спортсменов в избранном виде спорта на различных этапах подготовки;

планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;

разработки методических материалов на основе макетов, образцов, требований;

изучения и анализа профессиональной литературы, выступлений по актуальным вопросам спортивной и оздоровительной тренировки;

руководства соревновательной деятельностью в избранном виде спорта;

организации физкультурно-спортивной деятельности;

отбора наиболее эффективных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в процессе экспериментальной работы;

оформления портфолио педагогических достижений;

у меть:

анализировать программы спортивной подготовки в избранном виде спорта и планировать учебно-тренировочный и соревновательный процесс;

планировать организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

разрабатывать методические документы на основе макетов, образцов, требований;

определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

определять цели, задачи, планировать учебно-исследовательскую работу с помощью руководителя;

использовать методы и методики педагогического исследования, подобранные совместно с руководителем;

отбирать наиболее эффективные средства и методы физической культуры спортивной тренировки;

оформлять результаты исследовательской работы;

готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

знать:

теоретические основы и методику планирования учебно-тренировочного и соревновательного процесса в избранном виде спорта;

теоретические основы и методику планирования оздоровительной тренировки на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;

методику планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;

основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере физической культуры и спорта;

логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферату, конспекту;

погрешности измерений; теорию тестов; метрологические требования к тестам;

методы количественной оценки качественных показателей;

теорию оценок, шкалы оценок, нормы;

методы и средства измерений в физическом воспитании и спорте;

статистические методы обработки результатов исследований

анализа планов и процесса проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий с различными возрастными группами, разработки предложений по их совершенствованию;

определения цели и задач, планирования, проведения, анализа и оценки физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения;

наблюдения, анализа и самоанализа физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами населения, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, преподавателями, тренерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

ведения документации, обеспечивающей организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и эффективную работу мест занятий физической культурой и спортом и спортивных сооружений;

уметь:

использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий, строить их с учетом возраста, пола, морфо-функциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и технической подготовленности;

комплектовать состав группы, секции, клубного или другого объединения занимающихся;

планировать, проводить и анализировать физкультурно-спортивные занятия и мероприятия на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности (не менее 12 видов);

подбирать оборудование и инвентарь для занятий с учетом их целей и задач, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;

организовывать, проводить соревнования различного уровня и осуществлять судейство;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении двигательных действий изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;

осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий;

на основе медицинских заключений и под руководством врача разрабатывать комплексы и проводить индивидуальные и групповые занятия лечебной физической культурой;

использовать основные приемы массажа и самомассажа;

знать:

требования к планированию и проведению физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами занимающихся;

сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы физкультурно-спортивных мероприятий и занятий;

основы оздоровительной тренировки в изученных видах физкультурно-спортивной деятельности;

историю, этапы развития и терминологию базовых и новых видов спорта и физкультурно-спортивной деятельности;

технику профессионально значимых двигательных действий изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;

методику проведения занятий на базе изученных видов физкультурно-спортивной деятельности;

методику обучения двигательным действиям и развития физических качеств в изученных видах физкультурно-спортивной деятельности;

технику безопасности, способы и приемы предупреждения травматизма при занятиях базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности;

основы судейства по базовым и новым видам физкультурно-спортивной деятельности;

виды физкультурно-спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности, особенности их эксплуатации;

технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю;

основы педагогического контроля и организацию врачебного контроля при проведении физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с занимающимися различных возрастных групп;

виды документации, обеспечивающей организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом, требования к ее ведению и оформлению;

значение лечебной физической культуры в лечении заболеваний и травм, механизмы лечебного воздействия физических упражнений;

средства, формы и методы занятий лечебной физической культурой, классификацию физических упражнений в лечебной физической культуре;

дозирование и критерии величины физической нагрузки в лечебной физической культуре;

показания и противопоказания при назначении массажа и лечебной физической культуры;

основы методики лечебной физической культуры при травмах, заболеваниях органов дыхания, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

методические особенности проведения занятий по лечебной физической культуре и массажу;

понятие о массаже, физиологические механизмы влияния массажа на организм;

основные виды и приемы массажа

,

Всего –282часа.

в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 174 часа ,

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 116 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 58 часов.

Учебная практика - 36 часов

Производственная практика (по профилю специальности) - 72 часа.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности. Разработка и администрирование баз данных, в том числе числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Педагог по физической культуре и спорту, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Наименование результата обучения

Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно- тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

Своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Ситуациях.

Информации, необходимой для развития.

Технологии для

социальными партнерами.

Занимающихся физической работу с принятием на себя процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий if занятий.

Профессионального и личностного планировать повышение квалификации.

В условиях обновления ее

Обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (0.3).

3.1. Тематический план профессионального модуля: «Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»

Коды

Профессиональных

компетенций

Наименование разделов профессионального модуля.

Всего часов )

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося.

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная часов.

Производственная (по профилю специальности) часов (если предусмотрена рассредоточенная практика).

Всего часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия ,

часов.

В т.ч. курсовая работа (проект) часов

Всего, часов.

В т.ч курсовая работа (проект) часов

ПК 3.1 –

ПК 3.4

Раздел 1. Организация методической работы

педагога по физической культуре.

ПК 3.1 –

ПК 3.4

Раздел 2

Теория и методика

оздоровительной физической культуры.

ПК 3.1 –

ПК 3.4

Раздел 3

Теория и методика

избранного вида спорта

ПК 3.1 –

ПК 3.5

Раздел 4.

Основы спортивной метрологии.

ПК 3.1 –

ПК 3.5

Раздел 5. Учебно-исследовательская

работа.

УП. 03.01 Учебная практика

ПП.03.02. Производственная практика (по профилю специальности)


3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю 03:

теоретические педагога по физической культуре и спорту.

Наименование

Разделов

профуссионального модуля (ПМ), междисциплинарного

курса (МДК) и тем

самостоятельная работа обучающихся.

Объем

часов

Уровень

освоения

Раздел 1

Организация методической работы педагога по

Физической культуре.

МДК 03.01. Теоретические

и прикладные аспекты методической работы

педагога по физической

культуре и спорту.

Тема 1.1 Введение

1.Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные

3.Место и роль учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки педагога

по физической культуре и спорту.

Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ 03.01.

Раскрытие сущности и причин возникновения физического воспитания в обществе

Раздел 2

Теория и методика

оздоровительной физической культуры.

МДК 03.01. Теоретические

и прикладные аспекты методической работы

педагога по физической

культуре и спорту.

Тема 2.1

Система физического

воспитания.

Мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные основы

физического воспитания.

Цели и задачи оздоровительной физической культуры.

Общие социально-педагогические принципы оздоровительной системы физического

воспитания.Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания.

Тема 2.2 . Основы педагогического мастерства учителя

физической культуре (педагога-тренера)

Педагогическое мастерство. Педагогическая технология. Педагогическое творчество.

Знание предмета.

Педагогический стратегия воспитания.

Методы воспитания. Средства воспитания.

Нравственное, умственное эстетическое, трудовое воспитание в физическом воспитании.

Оформления портфолио педагогических достижений.

Тема 2.3

Средства оздоровительной физическойкультуры

Физическое упражнение. Техника физических упражнений. Пространственные,

временные. Пространственно-временные характеристики.

Классификация физических упражнений. Современные оздоровительные системы

физического воспитания. Оздоровительные силы природы.

Гигиенические факторы.

Тема 2.4.

Методы оздоровительной физическойкультуры.

Общепедагогические методы. Специфические методы.

Игровой метод. Соревновательный метод.

Тема 2.5

Принципы

оздоровительной

тренировки.

Общеметодические принципы.

Специфические принципы оздоровительной физической культуры.

Тема 2.6 . Теория и методика

обучения двигательным

действиям

Тема 2.7. Теоретические и

практические основы

формирование физических

Методы воспитания силы.

Скорость как физическое качество. Основы методики воспитания скоростных

способностей.

Средства и методы воспитания выносливости.

Гибкость как физическое качество. Основы методики воспитания гибкости.

Средства и методы воспитания координационных способностей.

Координационные способности и основы методики ее воспитания.

Тема 2.8. Формы

организации занятий в

оздоровительной

тренировке.

Классификация форм занятий в оздоровительной тренировке.

Тема 2.9. Планирование в оздоровительной

физической культуре.

Перспективное планирование.

Текущее планирование.

Оперативное планирование.

Требования к планированию в оздоровительной физической культуре.

Практические занятия

Составление примерного плана методической деятельности преподавателя физической культуры.

Тема 2. 10. Контроль в оздоровительной

физической культуре.

Педагогический контроль.

Предварительный контроль. Оперативный контроль.

Текущий контроль. Оценка состояния здоровья и регуляция массы тела.

Методы контроля. Определение интенсивности тренировочных нагрузок.

Метод Карвонена.

Тема 2.11.

Кондиционная тренировка.

Построение тренировочных программ и их индивидуализация. Цели и задачи

кондиционнтй тренировки.

Средства и методы кондиционной тренировки.

Самостоятельная работа при изучении раздела 2 ПМ 03.01.

Использование игрового и соревновательного методов в оздоровительной тренировке.

Составление требований к личности преподавателя (тренера) как воспитателя.

Сформулировать ринципы оздоровительной системы физического воспитания

Использование принципов физического воспитания в системе подготовки школьника.

Использование принципов физического воспитания в оздоровительной тренировке пожилого человека.

Составление схем обучения двигательным действиям.

Раскрытие методики формирования двигательно-координационных способностей и основ их воспитания.

Изучение форм организации физического воспитания студенческой молодежи.

Написание реферата по теме: «Оздоровительная физическая культура в быту трудящихся».

Разработки методических материалов на основе макетов, образцов, требований к оздоровительной физической

культуре.

Определение оптимальной массы тела.

Определение уровня выносливости

Построение индивидуальных тренировочных программ

Раздел 3

Теория и методика

избранного вида спорта.

МДК 03.01. Теоретические

и прикладные аспекты методической работы

педагога по физической

культуре и спорту.

Тема 3.1

Футбол как вид спорта и

средство физического

воспитания.

История развития футбола. Характеристики игровой деятельности футболистов.

Физиологические особенности деятельности футболиста.

Психологические особенности деятельности футболиста.

Связь различных видов воспитания в процессе занятий футболом.

Тема3.2. Технология деятельности тренера-преподавателя по футболу.

Основы методического мастерства тренера по футболу.

Нравственное, умственное эстетическое, трудовое воспитание в процессе занятий

футболом.

Тема 3.3

Средства воспитания физических качеств футболиста.

Физическое упражнение. Техника физических упражнений.

Классификация физических упражнений.

Соревновательное упражнение. Специально подготовительные упражнения. Общеподготовительные упражнения.

Средства развития физических качеств.

Тема 3.4.

Методы спортивной тренировки футболиста..

Общепедагогические методы.

Специфические методы.

Методы обучения двигательным действиям.

Методы воспитания физических качеств.

Игровой метод.

Соревновательный метод.

Тема 3.6. Теория и методика

обучения технике игры в футбол.

Двигательные умения и навыки ка предмет обучения в физическом воспитании.

Основы формирования двигательного навыка.

Структура процесса обучения, особенности этапов процесса обучения.

Тема 3.7. Теоретические и практические основы

формирование физических

качеств футболиста.

Понятие о физических качествах.

Сила и основы методики ее воспитания. Средства воспитания силы.

Методы воспитания силы.

Скорость как физическое качество. Основы методики воспитания скоростных способностей.

Средства и методы воспитания скоростных способностей.

Выносливость и основы методики ее воспитания.

Средства и методы воспитания выносливости. Гибкость и основы методики ее

воспитания.

Тема 3.8. Формы

организации занятий по футболу.

Классификация форм занятий в спортивных играх.

Характеристика урочных форм занятий.

Характеристика неурочных форм занятий.

Организация и проведение соревнований по футболу.

Документы для подготовки и проведения соревнований по футболу.

Тема 3.9. Планирование в футболе.

Перспективное планирование.

Текущее планирование. Построение тренировочного процесса в годичном цикле.

Построение тренировочного процесса в микроциклах.

Оперативное планирование.

Требования к планированию в физическом воспитании.

Характеристика основных документов планирования.

Практические занятия .

Разработки методических материалов планирования на основе макетов, образцов,

требований.

Тема 3.10. Контроль в футболе.

Педагогический контроль. Предварительный контроль. Оперативный контроль.

Текущий контроль. Этапный контроль. Итоговый контроль.

Методы контроля. Контроль соревновательной деятельности. Контроль тренировочной деятельности.

Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ 03.01.

Определение характеристики соревновательной деятельности футболиста.

Требования к личности преподавателя (тренера) по футболу.

Составление схем обучения технике игры в футбол.

Изучение двигательно-координационных способностей и основ их воспитания.

Характеристика плана-графика учебного материала.

Изучение критериев оценки эффективности техники.

Использование общепедагогических методов в тренировке футболиста.

Характеристика рабочего тематического плана.

Разработки методических материалов для организации и проведения соревнований на основе макетов, образцов,

требований.

Раздел 4.

Основы спортивной метрологии.

МДК 03.01. Теоретические

и прикладные аспекты методической работы

педагога по физической

культуре и спорту.

Тема 4.1

Основы теории тестов.

Понятие о надежности тестов. Надежность тестов. Стабильность тестов.

Пути повышения надежности тестов. Информативность тестов.

Метрологические требования к тестам.

Тема 4.2. Основы теории

Основные задачи оценивания. Шкалы оценок. Стандартные шкалы.

Перцентильная шкала. Нормализованная Т-шкала. Шкала выбранных точек.

Параметрические шкалы. Разновидности норм. Возрастные нормы.

Пригодность норм. Погрешности измерений.

Тема 4.3 . Методы и средства

измерений в

физическом воспитании и

Контрольные упражнения для определения силы, скорости, выносливости, гибкости,

координационных способностей.

Методы количественной оценки качественных показателей.

Статистические методы обработки результатов исследований.

Тема 4.4. Методы и средства

измерений физических качеств.

Контрольные упражнения для определения уровня развития силовых способностей.

Контрольные упражнения для определения уровня развития скоростных способностей.

Контрольные упражнения для определения уровня развития выносливости.

Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости.

Контрольные упражнения для определения уровня развития координационных

способностей.

Самостоятельная работа при изучении раздела 4 ПМ 03.01.

Подготовить и сделать сообщение на тему:

Подготовить реферат на тему: «Эмпирическая информативность тестов».

Подготовить реферат на тему: «Таблицы очков по видам спорта и шкалы оценок».

Подготовить сообщение на тему: «Основные тесты физической подготовленности».

«Основные тесты для определения уровня развития физических качеств футболиста».

Раздел 5. Учебно-исследовательская

30

МДК 03.01. Теоретические

и прикладные аспекты методической работы

педагога по физической

культуре и спорту.

Тема 5.1. Физическая культура и спорт как научная дисциплина.

Вопросы физической культуры и спорта требующие исследований.

Выбор темы для исследования. Научная проблема. Проблемность исследуемого вопроса.

Гипотеза. Цели и задачи исследования.

Тема 5.2. Анализ и

обобщение опыта передовой

практики и литературы.

Практические занятия.

вопросам

спортивной и оздоровительной тренировки.

Тема 5.3

Методы исследования.

Характеристика методов исследования.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование, интервью, беседа.

Педагогический эксперимент.

Тема 5.4. Подведение итогов исследования.

Формулирование выводов и предложений.

Теоретическая и практическая значимость исследований.

Оформление научного труда.

Тема 5.5. Результативность работы педагога по физической культуре

Самостоятельная работа при изучении раздела 5 ПМ 03.01.

Самостоятельный выбор темы для исследования.

Изучение и анализ профессиональной литературы, выступлений по актуальным

вопросам спортивной тренировки.

Изучение и анализ профессиональной литературы, выступлений по актуальным

вопросам оздоровительной тренировки

Составление схемы исследовательской работы.

Анализ материалов, отражающих результаты исследования. Подготовка устных выступлений, написание статьи по результатам исследования.

Учебная практика. Виды работ.

Анализ учебно-методических комплектов на основе образовательных стандартов, примерных и основных образовательных программ образовательного учреждения,

Особенностей группы и отдельных обучающихся.

Составление письменного анализа документов, отражающих педагогический опыт

педагога по физической культуре (планы методической работы и методическая продукция).

Наблюдение и анализ деятельности педагога по физической культуре. Составление отчета о о о о наблюдении за деятельностью педагога в соответствии с критериями анализа

педагогического опыта.

Производственная практика (3по профилю специальности). Виды работ.

Оформление портфолио педагогических достижений.

Разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических

планов) для обеспечения образовательного процесса.

Презентация педагогических разработок в виде отчета, реферата, выступления на

заседаниях ЦК, конференции по практике.

Организация информационно-методической выставки в образовательном учреждении

по проблемам физического воспитания.

Участие в разработке элементов предметно-развивающей среды физического воспитания по запросу образовательного учреждения.

Практические занятия

Самостоятельная работа


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинетов: педагогики и психологии; анатомии и физиологии человека; теории и методики избранного вида спорта; методического обеспечения организации физкультурно – спортивной деятельности; лечебной физической культуры и массажа.

Лаборатории физической и функциональной диагностики.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

рабочие места студентов по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя с мультимедийным комплексом;

образцы планов работы классного руководителя;

подборка тестов для различных вариантов диагностирования;

программное обеспечение персональных компьютеров по темам МДК;

методические рекомендации и разработки по междисциплинарным курсам для преподавателя.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику и учебную.

. 4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    Теория и методика физического воспитания и спорта - Ж.К. Холодов Академия М 2004г.

    Теория и методика футбола - С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва СпортАкадемПресс М 2002 г.

    Оздоровительное лечебное и адаптивное плавание. - Н.Ж.Булгакова С.Н.Морозов О.И.Попов Академа М 2005г.

    Спортивные игры. - Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнова Академа М 2004г.

    Основы спортивной метрологии. - В.М. Зациорский М «ФиС» 1997г.

Дополнительные источники:

    1. Гимнастика. - M . JI . Журавина Н.К. Меньшикова Академа М 2004г.

      Легкая атлетика. - А.И. Жилин В.И. Кузьмин Е.В. Сидорчук. Академа М 2005г.

      Спортивная метрология. - В.Б. Коберг Советский спорт М 2004.

      Организация и судейство соревнований по легкой атлетике. - В.И. Лахов, В.И. Коваль «Советский спорт» М 2004г.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Занятия по МДК проводятся в кабинете педагогики и психологии; методического обеспечения организации физкультурно – спортивной деятельности,

на физкультурно – спортивных сооружениях, находящихся на территории училища.

Учебная и производственная практика проводится рассредоточено, параллельно с изучением тем МДК в классах основной школы.

Консультации и практические занятия по темам МДК проводят преподаватели – методисты училища во внеурочное время. ГБПОУ МО» УОР № 5» Консультации по производственной практике проводят преподаватели – методисты училища во внеурочное время. ГБПОУ МО «УОР № 5» .

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:

наличие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемых дисциплин модуля, прохождение курсов повышения квалификации.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Методисты: наличие высшего образования, соответствующего профилю практики, прохождение курсов повышения квалификации.

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 0.3.

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно - тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

Анализировать программы спортивной подготовки в избранном виде спорта и планировать учебно-тренировочный и соревновательный процесс;

Экспертная оценка выполнения практических работ, экспертная оценка

Руководства соревновательной деятельности спортсменов.

Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

Использование собственного тренировочного и соревновательного опыта в избранном виде спорта при планировании и проведении учебно-тренировочных занятий и в процессе руководства соревновательной деятельностью спортсменов;

Экспертная оценка выполнения практических работ, при планировании проведении учебно-тренировочных занятий.

Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Анализ учебно-методических материалов, обеспечивающих учебно-тренировочной соревновательной деятельностью в избранном виде спорта и организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий;

Экспертная оценка результатов практических работ Защита реферативной работы. Эксперная оценка содержания и оформления реферата. Эксперная оценка планов и отчетов по результатам наблюдения за дкятельностью педагога по физической культуре.

Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

Эксперная оценка педагогической практики.Экспертная оценка отчета, реферата.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

Оформлять р езультаты исследовательской работы;

Использовать методы и методики педагогического исследования, подобранные совместно с руководителем;

Экспертная оценка результатов практических работ, Экспертная оценка педагогического исследования в области образования физической культуры и спорта.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Объяснение сущности и социальной значимости профессии учителя ФК проявление интереса к педагогической литературе и педагогическим инновациям

Экспертная оценка статьи,реферата(отчета).

Экспертная оценка отзывов о прохождении практики. Участие в профессиональных конкурсах. конференциях.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Обоснованность, постановки целей, выбора и применения методов и форм решения профессиональных задач в области различных видов деятельности учителя ФК

Экспертная оценка результатов решения ситуационных задач при выполнении практических занятий в процессе педагогической практики.Экспертное наблюдение за соблюдение сроков выполнения самостоятельных работ.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Выбор возможных действий в соответствии с условиями стандартных и нестандартных ситуаций в работе с детьми

Эксперная оценка решения педагогических задач и ситуаций. Экспертное наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях, в практической деятельности.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Поиск, отбор и использование необходимой информации для эффективного решения задач учителя ФК и личностного развития.

Экспертная оценка

самостоятельного подбора и использования необходимой информации при выполнении практических и самостоятельных работ в ходе изучения тем МДК

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Использование информационно- коммуникационных технологий для получения дополнительной информации в Интернете для работы учителя ФК.

Экспертная о ценка оформления работ.Оценка наличия ссылок на образовательные ресурсы,интернетв составленных списках литературы,отчетах,рефератов..Оценка сообщений на профессиональных форумах

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

Соблюдение норм командного взаимодействия,

демонстрация коммуникативных навыков в решении учебных и профессиональных задач в ходе изучения тем МДК, взаимодействие с учителями школы, с родителями школьников в процессе практики.

Экспертная оценка роли и деятельности студентов в процессе выполнения коллективных практических и самостоятельных работ, форм и результатов взаимодействия их с учителями школ, родителями учеников в процессе практики.

Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

Постановка целей, выбор методов и форм, направленных на достижение результатов учебно – тренировочного процесса,

планирование организации и контроля деятельности обучающихся;

проявление ответственности за качество образовательного процесса (достижения учеников, внеклассные мероприятия).

Экспертная оценка проведенного занятия,внеучебного занятия (мероприятия).

Анализ отзывов учащихся о уроке, внеучебного занятия (мероприятия).

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Повышение личностного и профессионального уровня, привлечение дополнительного методического материала по профессиональному росту при выполнении практических и самостоятельных работ.

Экспертная оценка анализа деятельности студента в ходе изучения тем МДК при выполнении практических занятий, в ходе учебной и производственной практики.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

Учет современных целей и особенностей обучения при определении содержания и технологий учебно-тренировочного процесса.

Экспертная оценка использования современных подходов выборе форм и методов воспитательной работы, новых технологий диагностики на практических занятиях ив процессе производственной практики.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

планирование профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей при проведении учебно-тренировочного процесса, внеклассных мероприятий, работы с родителями

Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе практики. Экспертная оцека конспектов уроков (внеучебных занятий) мероприятий.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при выполнении обязанностей учителя ФК.

Экспертная оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ в ходе изучения МДК модуля.Эксперная оценка методической документации,

проектных и исследовательских работ.

Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.

Решение ситуационных задач с использованием

профессиональных компетенций.

Экспертная оценка практических занятий по составлению планов и

конспектов, мероприятий.

Разработчики:

___________________ __________________ _____________________

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

На основе охарактеризованных выше принципов общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике с использованием различных методов.

Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между органами управления и организациями, организациями и работниками, на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных методов управления обычно выделяют следующие группы:

  • - методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия;
  • - методы организационно-стабилизирующего воздействия используются при взаимоотношении работников внутри спортивной организации;
  • - методы распорядительного воздействия используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.д.;
  • - административные методы связаны с властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях: одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, или должностное лицо) наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как правило, прямо подчиненной ей, стороне взаимоотношений (организации), которая обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет; одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению другой стороной взаимоотношений (организациями, находящимися в административном подчинении). Это обычные методы для взаимоотношений организаций, находящихся в административном подчинении, на региональном, республиканском и муниципальном уровнях.

Орган управления физической культурой и спортом представляет собой физкультурно-спортивную организацию (юридическое лицо), являющуюся в системе управления субъектом (управляющей подсистемой) и воздействующую на другие физкультурно-спортивные организации как объекты (управляемую подсистему).

В настоящее время общее управление физической культурой и спортом осуществляет Федеральное агентство Российской Федерации по физической культуре и спорту, которое, в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", находится в подчинении у Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образовано Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, с передачей ему правоприменительных функций, функций по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту.

В Положении о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации, сформулированы следующие основные его задачи: межотраслевая координация и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта, осуществление мер по сохранению и развитию научно-технического и образовательного потенциала в сфере физической культуры и спорта, развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, а также разработка и реализация предложений по формированию инвестиционной политики в этой сфере, разработка предложений по развитию спортивной промышленности.

В соответствии со ст.8 (ч.1) Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, в частности, органы местного самоуправления взаимодействуют с физкультурно-спортивными объединениями по всем вопросам развития физической культуры и спорта, в том числе:

  • - координируют в установленном законодательством порядке свою деятельность по проблемам физкультурно-спортивного и олимпийского движения, при необходимости совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений;
  • - оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров;
  • - осуществляют в установленном законодательством порядке сбор информации, представляемой физкультурно-спортивными объединениями в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики, и дают по ним заключения и рекомендации.

Органы местного самоуправления создают в структуре своих исполнительных органов специализированные подразделения, к полномочиям которых относятся :

  • - определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
  • - популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
  • - организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
  • - содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • - утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
  • - оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
  • - осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочий.

Согласно Закону № 131-ФЗ в вопросах муниципальных районов отсутствуют полномочия по развитию физической культуры и спорта, что вызывает некоторое беспокойство.

Ограничение функций муниципальных образований может разрушить систему физкультурного движения и приведет к ликвидации большого количества спортивных школ, закрытию спортивных секций, сокращению спортивной базы, снижению количества занимающихся. В связи с этим, со стороны государства требуется поддержка местных органов власти по вовлечению детей, подростков, всего населения в постоянное занятие физической культурой.

Органы местного самоуправления с участием органов исполнительной власти субъектов РФ в области образования, органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и других образовательных учреждениях.

Помимо этого, органы местного самоуправления могут создавать спортивные школы как учреждения дополнительного образования. Финансирование находящихся в ведении органов местного самоуправления спортивных школ и училищ олимпийского резерва, в том числе финансирование их участия во всероссийских соревнованиях, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и других не запрещенных законом источников.

Органам местного самоуправления могут принадлежать физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения. Их содержание, в том числе ремонт, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляется в порядке, определенном правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут регулировать цены за посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проводить в муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.

Таким образом, управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом совершенствовании.

Формы и методы вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом

Для того, чтобы общество осознало важность профилактических мер, позволяющих укрепить и сохранить свое здоровье, необходимо повысить социальную значимость физической культуры и спорта, важность физической активности; сформировать взгляд на физическую культуру и спорт, как на факторы здорового образа жизни.

Одним из условий формирования здорового образа жизни является грамотный подход к его популяризации. Важно стимулировать интерес молодежи к здоровому образу жизни, в том числе с помощью средств массовой информации. Воздействие СМИ на молодежь трудно переоценить. Необходимо демонстрировать подрастающему поколению как можно больше позитивных примеров, чтобы у молодых людей была возможность выбора не между здоровым или нездоровым образом жизни, а из большого количества разнообразных вариантов здорового и созидающего поведения. Следует создать такие условия, чтобы подрастающему поколению было невыгодно быть "нездоровым".

Социальным явлением, обеспечивающим поведение детей, подростков и молодежи, является формирование их потребностей интересов. В физической культуре таким явлением можно считать освоение ценностей и знаний, формирование мотивов и потребностей в физическом развитии, отражающие в себе здоровый образ жизни, сформированный собственной личной активностью. Социальная деятельность детей, подростков и молодежи через средства физической культуры способна обеспечить духовно-нравственную деятельность, чему служат сложившиеся практические образцы физической культуры.

Утверждение такой позиции позволяет по-иному посмотреть на феномен физической культуры, способный выработать у детей, подростков, молодежи устойчивые психологические установки и ценностные ориентации, позволяющие противостоять приобщению к среде наркоманов и сохранять стойкое отрицательное отношение к наркомании и алкоголизму.

Речь идет о создании массированной информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тенденции последних лет показывают, с одной стороны, увеличение количества изданий спортивной тематики и публикаций в печатных СМИ, с другой стороны - снижение количества спортивных передач и трансляций в телерадиопрограммах, поскольку они требуют больших финансовых ресурсов. Такими ресурсами телевидение, в первую очередь государственное, не располагает. В результате на федеральных телеканалах время показа спортивных программ составляет всего около 1 часа в сутки.

Ощущается острая потребность увеличения количества спортивных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видео-роликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, к агрессивной рекламе. В соответствии с федеральным законом "О рекламе" должна быть разработана и реализована система мер, поощряющих производство и трансляцию социальной рекламы.

Необходима государственная поддержка целевого обеспечения спортивными изданиями по физической культуре и спорту и литературой массовых, школьных и вузовских библиотек, которые из-за недостатка финансовых средств практически лишены возможности приобретать эти издания. Пропаганда должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями.

Пропаганда физической культуры должна способствовать :

  • - повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;
  • - популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;
  • - формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.

Одной из важных задач пропаганды физической культуры и массового спорта является усиление их гуманизации . Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости.

Таким образом, для повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян важен весь комплекс организационных, структурных, правовых, финансовых и научно-методических мер. В то же время они должны корреспондироваться с экономическими, социальными и политическими реалиями дня и возможностями государства и общества.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что основным методом вовлечения молодежи в физическую культуру и спорт, все-таки является пропаганда здорового образа жизни. Именно этой теме должно уделяться большее внимание на страницах журналов и газет, в теле - и радиопередачах. Массовые коммуникации, особенно газеты и журналы, радио, телевидение играют в деле развития физической культуры и спорта разнообразные роли, связанные с их способностью накапливать, перерабатывать и передавать информацию широкой аудитории. Как тип управления средства массовой информации воздействуют преимущественно на общественное мнение и через него на мировоззрение масс. Они способствуют специальной ориентации в окружающем мире вообще и в области физической культуры и спорта в частности.

Задания для контрольной работы по профессиональному модулю ПМ.03

«Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»

для студентов 3 курса заочной формы обучения

5семестр

Раздел 1. Методическое обеспечение организации учебно - тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

Раздел 2. Методическое обеспечение организации и проведения физкультурно - спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

Тема 1. Методическое обеспечение организации и проведения физкультурно - спортивных занятий и мероприятий в ДОУ.

    Методическая (научно - методическая) работа как составная часть совершенствования педагогического мастерства педагога.

    Комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО) образовательного процесса в ДОУ: понятие, сущность, структура (нормативно – методические, учебно – информационные, учебно – методические материалы). Рекомендуется использовать схемы, таблицы.

    Учебно – методические материалы (учебно - методический комплекс) по ФК в ДОУ:

Планирование и организация работы по физическому воспитанию в ДОУ. Характеристика документов планирования. Образцы планов.

Материалы учебно – методического обеспечения физкультурного занятия (мероприятия), разрабатываемые педагогом по ФК (разновидности, примерный перечень, требования к содержанию и оформлению): разработки конкретных занятий, рекомендации по направлениям деятельности, дидактический наглядный, раздаточный материал, видеотека и т. п.

4. Практическое задание.

Разработать план – конспект физкультурного занятия для одной из групп ДОУ в установленной форме.

Разработать (определить, подобрать) учебно – методический материал для данного занятия: наглядный, раздаточный материал; рекомендации по направлениям деятельности, по самостоятельной работе; тесты, карточки – задания, вопросы и т.п.

Литература

    Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

    Воротилкина И.М. Физкультурно- оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие.- М.: Изд-во НЦЭНАС, 2004.

    Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. – М.: Владос, 2004.

    Глазырина Л.Д.Физическая культура в младшей (средней, старшей, подготовительной) группе детского сада. – М.: Владос, 2005.

    Глазырина Л.Д., ОвсянкинВ.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005.

    Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении. – М.: Скрепторий, 2004.

    ПензулаеваЛ. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. - М: Мозаика-Синтез, 2009г.

    Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа - М: Мозаик-Синтез, 2009 г.

    Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М: Мозаика-Синтез, 2010 г.

    План работы воспитателя по физической культуре. - М.: Скрипторий 2003, 2007.

    План – программа педагогического процесса в детском саду (методическое пособие для воспитателей детского сада / под общей редакцией З.А. Михайловой. – СПб.: Детство – пресс, 2004.

    Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

    Рабочий журнал инструктора (воспитателя) ДОУ по физической культуре / Авт. – сост. В.Н. Зимонина. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

    Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

    Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 (4-, 5-7) лет (с учетом уровня двигательной активности): Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры. – М.: Просвещение, 2006.

    Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно – методические материалы, разработки занятий и упражнений / авт. – сост. О.М. Литвинова. – Волгоград: Учитель, 2007.

    СтепаненковаЭ. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика- Синтез, 2009.

    СтепаненковаЭ. Я. Методика проведения подвижных игр. - М: Мозаика-Синтез, 2009.

    Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Аcademia, 2001.

    Тарасова Т.А. Контроль физического воспитания детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

    ФилипповаС.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.

    Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский; под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

    Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.

    Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов; - 8-е изд. испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 480 с.

    Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Просвещение, 2003.

    ЩербакА.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. – М.: Владос, 1999.

    Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе «Старт» // Дошкольное воспитание. - №6. – 1997.

    Журналы. Дошкольное воспитание.



error: Контент защищен !!