Общенародное пение в храме: за и против. Возрождение народного пения — это один из путей воцерковления нашего народа

Для священника бывает вполне достаточно, если его клирос обеспечивает грамотное проведение службы. Многим батюшкам гораздо больше по душе благоговейная тишина, которую соблюдают прихожане, чем их нестройное подпевание хору. Да и сами прихожане не очень-то рискуют открывать рот на службе, ну разве что на «Верую», да и то с опаской – а вдруг куда-нибудь залезу не туда, а на меня все зашикают! Я уж лучше помолчу!

А уж для многих регентов – и говорить нечего – голос «из зала» – это враг № 1. Только «Честнейшую» запели, как тут же парочка бабулек рядом с аналоем пристроились и запищали, да так усердно и громко, будто это они на клиросе, а не хор! И, что обидно, никакого внимания не обращают на шикающего регента!

И тем не менее, народное пение необходимо хотя бы по следующие соображениям:

1. Если в нашей Русской Церкви окончательно вычеркнуть из богослужения пение прихожан, то произойдёт утрата важнейшего элемента православной службы СОБОРНОСТИ. Соборность проявлялась в древней церкви не только в том, что все причащались Тела и Крови Христа, совершали «общее дело» (именно так переводится с греческого слово «Литургия»). Пение службы было именно общенародным. Протопсалт, стоя на клиросе один, пел значительную часть песнопения, а когда доходил до последнего стиха, все молящиеся подхватывали этот стих и допевали его сообща.

2. Далее: Посильное участие в богослужении заставляет прихожан гораздо лучше понимать и смысл и структуру богослужения. Напротив, НЕ-участие в службе большинства современных членов церкви на многие годы ставит перед ними барьер в понимании богослужения. Многих это устраивает – пусть, мол, умные службу знают, наше дело – свечки и записки передавать. Вот и оказывается, что главный, если не единственный смысл присутствия на службе – это свечки и записки.

3. Чем шире пропасть между прихожанами и клиросом, тем дальше может «занести» хор в манере его пения в сторону концертности. Это проявляется как в страстно-эмоциональном характере пения, так и в наборе песнопений, преимущественно авторских. Примеров тому масса, и я не буду тратить на них время.

Эти, и многие другие аргументы заставляют обратить внимание на саму возможность пения прихожан во время богослужения. Об этом пекутся и рядовые иереи, которые просят прихожан подпевать. Об этом вот уже полвека различные Патриархи Русской Православной Церкви пишут в ежегодных «Обращениях к архипастырям и пастырям». Дело за малым – выполнить эти пожелания, и дело с концом…

И вот тут-то оказывается, что ввести приходское пение в регулярную богослужебную систему не так уж просто. Даже иные батюшки, которые в своё время делали широкие красивые жесты и патетически восклицали прихожанам: «Пойте все!», вынуждены были два-три года спустя направлять ко мне учеников, чтобы обустроить обычное клиросное пение.

Вот по этим причинам я приглашаю читателей «Правмира» к обсуждению этой трудной проблемы – как воспитать в храме поющий приход. Буду рад мнениям и вопросам и от прихожан, и от духовенства и уж конечно, от моего коллеги-клирошанина. Ваши вопросы и мнения помогут мне в развитии этой темы.

Мирный, 11 февраля. Прихожане Свято-Троицкого храма приняли участие в пении Божественной Литургии.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на I Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви, обратил особое внимание на важность возрождения общенародного пения Божественной Литургии в храмах.

Думаю, что возрождение народного пения - это один из путей воцерковления нашего народа, потому что человек, участвующий в пении, слышащий эти мощные звуки справа, слева, спереди, сзади, он как бы погружается в особую стихию общей молитвы, он чувствует, что такое приход, что такое община. Он чувствует свое участие в Божественном служении. Поэтому я настоятельно призываю наших лиц, ответственных за церковное пение, возрождать народное пение – отметил Патриарх в своем докладе.

11 февраля 2018 года во исполнение призыва Патриарха и по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Романа в Свято-Троицком храме города Мирного впервые в истории храма и Мирнинского района была совершена Божественная литургия с общенародным пением.

Возглавил богослужение благочинный Мирнинского округа протоиерей Владимир Севрюков в сослужении клирика храма иерея Андрея Судомойкина.

Клиросный хор в течение богослужения находился в храме посреди верующих, и каждый желающий мог принять участие в общенародном пении по приготовленным заранее чинопоследованиям литургии.

Верующие молившиеся за богослужением, высказали пожелания чтобы подобные литургие проходили несколько раз в год.

Особенностью этой литургии стало всенародное исполнение богослужебных песнопений. Эта древняя церковная традиция снова возрождена во многих храмах. Около двух лет в воскресной школе Спасо-Парголовского храма по благословению настоятеля протоиерея Романа Ковальского для всех желающих проходят еженедельные занятия по церковному пению. Сегодняшнее исполнение песнопений литургии для многих стало первым опытом церковного пения. Руководителем хора прихожан стала регент храма Иванова Ирина Ивановна. Она же является членом церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения при Патриархе Московском и всея Руси и преподавателем кафедры церковных и педагогических дисциплин факультета церковных искусств СПбДАиС.

Возглавивший Божественную литургию клирик храма протоиерей Сергий Ашиток в проповеди сказал:

«Литургия, в переводе с греческого языка, значит – служение, общее дело, и, сегодня каждый из вас стал участником этого служения. Мы знаем, что ангельские силы при совершении Евхаристии невидимо служат у святого Престола, так и вы своим пением, подобно небесным силам, воздавали хвалу Богу. Призываю благословение Божие на ваш труд и желаю дальнейшего совершенствования».

Регент Ирина Ивановна Иванова отметила:

«Церковное пение неотъемлемо от любого богослужения, а традиция всенародного пения уходит корнями глубоко в древность. На протяжении почти двух лет преподается церковное пение для взрослых в воскресной школе и сегодня мы явили скромный результат наших трудов. Было очень волнительно, ведь для многих - это первое богослужебное пение. На первом международном съезде регентов в декабре 2016 г. Святейший Патриарх Кирилл говорил, что народное пение – один из путей воцерковления нашего народа. И мы, с Божией помощью, сегодня внесли свою малую лепту в это благое дело".

Богослужение как Ветхозаветной, так и Новозаветной церкви имеет значение богослужения общественного не в том только смысле, что совершается открыто в собрании верных, но в том особенно, что все присутствующие на нем не остаются лишь зрителями и слушателями, а в самом совершении его принимают известную долю непосредственного участия, например через содействие благолепию богослужения, через участие в церковных церемониях или ходах со священными предметами, через общие поклонения, молитвы, возглашение и общее с клиром всенародное пение и прочее. В частности относительно общего пения при богослужении учреждениями и исконной практикой церкви твердо установлено следующее: 1) в храмовом пении могут участвовать все способные к тому лица, без различия состояния, возраста и пола; 2) церковное пение, однако, должно проходить в известном установленном порядке.

Церковное пение во все времена истории церкви было не одним обязательным занятием посвященных только на служение в храме лиц, но занятием дозволенным для всех сословий, обоих полов и разных возрастов; при том считалось занятием высоконравственным, почетным. Ни еврейская, ни христианская не предоставляла своего богослужебного пения одним рабам, как это делали некоторые древние языческие народы (например, египтяне, ассирийцы), но в той и в другой, как в составлении церковных напевов, так по возможности, и в исполнении их при богослужении и вне оного участвовали и цари и их подданные, и высокопоставленные государственные мужи и их подчиненные, великие иерархи церкви, священнослужители и низший клир, а также и масса присутствующего в храме народа: мужчины и женщины, отроки и девы.

О древнем храмовом пении и музыке евреев мы имеем между прочим следующие известия: В книгах Ветхого Завета первым певцом из высокопоставленных лиц упоминается великий вождь и законодатель Израиля пророк Моисей, наученный всей премудрости египетской, а вместе с тем и музыке . По чудесном переходе Израиля через Чермное море воспе Моисей и сынови израилевы песнь сию Господеви: Поим Господеви, славно бо прославися . За ними тоже воспели все женщины с предначинанием пения пророчицею Мариамою, сестрою Аароновою. Способ этого пения был попеременный (антифонный) с запевами и припевами и, по тогдашнему еврейскому обычаю, с сопровождением женских голосов тимпанами . Песнь об источнике () была также всенародною песнею евреев: «Тогда воспе Израиль песнь сию у кладезя, начинайте ему» и проч. Обличительная песнь Моисея () изучена была также всеми сынами Израиля. Затем песнь судей израилевых Девворы и Варака также указывает с одной стороны на почетность занятия пением у евреев, а с другой - на участие в нем мужчин и женщин, певших попеременно .

Особенно высокое значение и широкое развитие еврейская музыка и пение получают со времени пророка Самуила и преимущественно в школах пророческих. Музыка была необходимою принадлежностью учеников пророческих, то есть лиц не посвященных на служение храму, притом юношей. Существовали и другие народные хоры мужчин и женщин () . Затем Царепророк Давид развил храмовую еврейскую музыку до замечательного для его времени совершенства. Сам он был не только сочинителем псалмов для пения , но и великим составителем напевов и музыкантом, имя которого доселе с благоговением произносится восточными музыкантами. Сам он назначал начальникам хора способ исполнения своих псалмов и напевов, сам даже приготовлял музыкальные инструменты . Но он в своих псалмах часто приглашает петь Богу Иегове и всех людей: Пойте, говорил он, Богу нашему, пойте пойте цареви нашему, пойте (). И опять: Воскликните Господеви вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте (). И еще: Хвалите Бога во святых Его… Всякое дыхание да хвалит Господа (). Со времени Давида, вместе с пением входит в состав и музыка, которая и поддерживается во весь период царей до плена Вавилонского. Соломон поддерживал псалмопение на той же степени высоты (2 Паралип. 8, 14–15), на которой оно было при Давиде, и сам составил многочисленные песни (). Хоры левитов упоминаются при царях: Иосафате, Езекии и Иосии (2 Паралип. 20, 19, 28; 29, 25–30; 35, 15). Кроме упомянутых вождей и царей Израиля в составлении церковных песнопений принимали участие и некоторые первосвященники, например Симон, Иоханан и другие .

При участии и под покровительством этих и других высокопоставленных гражданских и духовных лиц богослужебная музыка и пение у евреев с одной стороны снабжена была богатыми звуками и материальными средствами, а с другой - стали почетным занятием и приобрели широкое развитие как в храме, так и вне храма - в общенародных религиозных процессиях и в быту домашнем. Всех певцов и музыкантов во времена Давида считалось до 4,000, при 288 начальниках. Они разделены были на 24 череды, сменяющиеся для служения при храме еженедельно; в торжественных же случаях в богослужениях участвовали все певцы и музыканты, при чем разделялись на три больших хора, под управлением Емафа, Идифума и Асафа. О почетности занятия этими искусствами можно судить потому, что имя начальника хора Емафа находится в числе имен четырех мудрецов, уступающих в мудрости разве только Соломону (), что хор Асафа пел в храме близ царя (1 Паралип. 25, 2), что в числе певцов упоминаются и сыны известного в истории евреев Корея (1 Парал. 15, 2; 2 Парал. 5, 11–14), наконец, что в Библии сохранены даже имена потомков главных певцов и начальников хоров.

Из вышесказанного, а равно и из других известий видно, что у евреев в храмовом пении и музыке участвовали не только посвященные на служение храму левиты, но и лица не посвященные, а в числе их и женщины, и масса присутствовавшего в храме народа. Однако же, как исполнение священных песнопений в храме совершалось в уставном порядке, так и участие в храмовой музыке и пении лиц не посвященных не было произвольным и беспорядочным вмешательством мирян в дело церковного клира, а было учреждением, которое имело полный порядок и ограждено было известными ограничениями. Так пение в храме было священною обязанностью собственно левитов и могло быть исполняемо только ими и вспомогаемо их семействами; в число же музыкантов принимались лица и не посвященные, находящиеся однако в родстве со священниками и известные своими музыкальными познаниями, честностью жизни и благочестием . Но и левитам не все дозволено было исполнять в храме; именно давать знаки трубою пред алтарем составляло принадлежность только священников . В храмовом пении вместе с левитами, говорим, могли участвовать и члены их семейств (не исключая и женщин и детей), но при этом они не занимали назначенного левитам места на клиросе, а стояли на полу у ног своих отцов. В храмовом пении несомненно участвовали и женщины. По объяснению халдейского парафраста (на ), Соломон установил при храме штаты певцов и певиц; между четырнадцатью сыновьями Емафа пели в доме Иеговы и три его дочери; девы-певицы упоминаются при перенесении ковчега завета в Иерусалим, а также между священниками и левитами, возвращенными Ездрою из плена вавилонскаго . Песнь Анны пророчицы, матери Самуила () и песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа» (), воспетая Ею еще до рождения Спасителя мира, свидетельствуют также о близком участии женщин в пении священных песнопений. Но припевы в храме, по Филону, составляли обыкновенно вне храма особый от мужского женский хор; пели же они преимущественно вне храма и в домашнем быту. Общенародное пение состояло в повторении первого стиха псалма, который на распев читал начальник общества, а главное в повторительных припевах к стихам, например «аллилуиа», а также в восклицания на священнодействиях священников, например «простри руку твою» и прочее . Вообще сколь не многочисленны, сколь не разнообразны были по личному составу исполнители священных песнопений в храме, однако же каждая их группа исполняла свое дело в установленном порядке, не вмешиваясь в дело других групп, не допуская личного произвола и производя при богослужении какого-либо беспорядка или замешательства. Каждый исполнитель ведал только свое собственное дело, не выходя из круга своих обязанностей и не предвосхищая ему не принадлежащих.

Игра в храме на инструментах струнных, духовых и ударных, а равно и голосовое исполнение песнопений распределялись, также в известном порядке, по псалмам и по случаям, в которых они употреблялись. Иногда псалмы начинались пением и затем сменялись музыкой, иногда наоборот; хоры певцов пели иногда попеременно (антифонно), иногда совокупно. Светлые голоса и высокие ноты назначались для выражения торжества и радости (например псалом 46), а грустные голоса и низкие ноты для мотивов печальных. Иногда назначалось громкое пение, иногда умеренное, иногда оно сопровождалось постепенным возвышением звуков (например, в песнях степеней) и прочее.

В Новозаветной христианской Церкви трех веков пение прежде всего является делом общенародным, доступным каждому. К тому располагали тогда: и всеобщее равенство членов церкви, и тесное общение христианской любви верующих. Общему участию всем в церковном пении не препятствовали тогда ни его сложность и искусственность, которых тогда еще не было, ни даже инструментальное сопровождение пения, отвергнутое церковью, как чувственное и неразумное, не соответствующее христианскому духовному богослужению. Первым и живым примером общего пения в церкви апостольской было пение Иисуса Христа и апостолов на тайной вечери: и воспевше изыдоша в гору Елеонскую (). По , «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» . По чудесном избавлении из темницы апостола Петра и Иоанна, все собрание верующих вместе с апостолами единодушно возвысила глас благодарственной молитвы к Богу (). На участии в церковном пении всех верных указывают и все наставления святых апостолов, обращенные не к хорам или отдельным певцам, а ко всем верующим, например Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать ; или: вразумляющее себе самех во псалмех и прочее.

Пение первенствующей церкви предоставлялось свободе певцов, но было благообразное и чинное (), то есть состояло из определенных песнопений и происходило в определенном порядке. По составу поющих лиц с первых же веков христианства различается пение священническое, клиросное и общенародное, а по чину и по способам исполнения - пение одиночное, попеременное и совокупное. О трояком способе пения в церкви небесной говорит новозаветный тайновидец Иоанн. В откровении он видел 24 старца, окружающих Агнца на престоле, имевших гусли и певших песнь новую, и ангелов многих окрест престола… певших гласом великим: «достоин есть Агнец заколенный» , и народ мног от всякаго языка и колена и людей и племен, стоящих пред престолом и вопиющих гласом великим: «спасение седящему на престоле Богу нашему и Агнцу» (). Образы этих апокалипсических видений очевидно заимствованы от порядка пения земной первенствующей церкви, то есть пения окружающих престол священников, клиросных певцов и народа. Подобное сему различие мы видим и в древних литургиях (например апостола Иакова), где одно представляется возглашать священнослужащим, а другое клиру, и иное народу, а также в возгласе священника на литургии: поюще, вопиюще, взывающе. О пении священников упоминает и святой († 107): «Достопочтенные ваши пресвитеры, пишет он к Ефесеям, достойно поставленные для Бога, подобно, как струны на цитре, согласуются епископу своему и из многих гласов составляют одну песнь».

Клиросное пение, до установления должности клириков и певцов, предоставлялось всякому присутствующему при богослужении, по его желанию и умению, и исполнялось мирянами поодиночно и посреди храма. По : «на вечерях христиан, когда умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти на середину и пропеть что-либо во славу Божию из Священного ли Писания, или что может от себя» . В правилах апостольских (правила 15, 23, 24, 25, 27, 43) упоминается и о певцах, как о лицах низшей степени клира; но учреждение этой должности до IX века не было повсеместным обычаем, богослужебное же пение отправлялось главным образом певцами из мирян.

Общенародное пение, исполняемое всеми присутствующими в храме было просто, но торжественно и громогласно. Тайновидец Иоанн слышал на небе глас от престола: Пойте Богу нашему вси раби Его и малии и велицыи. И слыша, продолжает он, яко глас народа много, и яко глас вод многих, и яко глас громов крепких, глаголющих: аллилуиа (). Общенародное пение состояло или в ответах на возглашения священнослужащих, или же в припевах к пению одиноких певцов. Первый вид пения естественно назвать отвещательным, второй припевным. Так в постановлениях апостольских (окончательно составленных в III веке) сказано: «При общественном богослужении на возглашение диакона народ и прежде всех отроки восклицают: Господи, помилуй». В древних литургиях на возгласы священнослужащего народу указано отвечать словами: «аминь; и духови твоему» и так далее. О пении общенародном припевном в тех же постановлениях апостольских сказано: «после двух чтений из этих (ветхозаветных) книг кто-либо другой пусть поет псалмы Давида, а народ да повторяет голосно концы стихов» (57 глава 2-й книги). При святой († 250 год), по-видимому, пропетое одним певцом, повторялось всею церковию . По Филону у Евсевия, христиане «поют священные песнопения так, что один запевает мерно и приятно, а другие, спокойно выслушивая его, повторяют вместе с ним последние стихи песней» . Святой говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал сильный стих, заключающий в себе великий догмат». Но были употреблены и особые припевы к известным отделам того или другого песнопения, например «аллилуиа; яко век милость его; славно бо прославися» и другие. Подобным сему образом концы стихов поются отчасти и в наше время, например в навечерии Рождества Христова и Богоявления, а припевы - на акафистах, на паремиях Великой субботы и прочих.

Попеременное или антифонное пение, установленное первоначально в Антиохийской церкви ее епископом святым м († 107 год), по подражанию пению ангелов, воспевающих Святую Троицу, состояло в переменном исполнении одного и того же песнопения по частям, то есть по стихам, или же строфам, двумя клиросами или вообще двумя поющими сторонами. Обычай такого пения сохраняется в православной церкви и доныне.

Вообще пение первенствующих христиан было единодушное без различия народностей, состояний, возраста и пола. Пение священнослужащих было ровное и тихое, но стройное и согласное, подобное тихим и стройным звукам гуслей и цитры, ибо исполнялось лицами избранными, достойными и благоговейными. Одиночное и клиросное пение церковных певцов, по его устройству и исполнению, естественно было более искусственно, чем пение священническое и народное, ибо совершалось лицами наиболее способными и сведущими в этом искусстве; вместе же с тем оно было велегласное и внятное. Общее пение народа было простое и безыскусственное, вместе же с тем громогласное и величественное, но ровное, бесстрастное и естественное, подобное звукам естественных явлений природы, например шуму моря или грому, не грозным звукам войны или страстным воплям театра, или бесчинным и неистовым кликам празднеств языческих и мирских ( . Молитва Господня «Отче наш», а в последствии и Символ веры иногда читались, иногда же пелись речитативно всеми присутствующими в храме. Антифонное пение в IV веке получило всеобщее распространение как в Восточной, так и в Западной церкви. В творениях св. Ефрема видно антифонное расположение стихов с народными припевами . В Неокесарии пение это введено вновь убеждениями св. . На западе, по примеру восточных церквей, ввел переменное пение (responsorium - пение отвещательное, припевное и антифонное) святой Амвросий епископ Медиоланский . Те же способы переменного пения мы видим частью и в V веке. Народ любил это пение и предавался ему с увлечением. Преподобный Авксентий (V в.) заставлял народ, стекавшийся к его пещере, петь антифонно, или же с припеванием концов, составленные им краткие хвалебные и благодарственные песни Богу голосом самым простым и безыскусственным, и «приходившие к нему толпы - богатые и бедные, мужи и жены, рабы и свободные пели эти песни, не придуманные суетою, пели иные до третьего часа, и потом отпускаемы были в веселье душевном; другие оставались до шестого часа» . Песнопения для антифоннаго пения составлялись с ясным делением на стихи или строки.

Но в IV же веке для церковных певцов из мирян последовали и некоторые ограничения. Определенный чин церковного пения, желание преградить доступ в церковно-богослужебную практику элементов чуждых духа церкви (например приемов театральных и еретических) и прекратить некоторые беспорядки со стороны чтецов и певцов из мирян, расположили некоторых пастырей церкви учредить особые церковные степени клиросных чтецов и певцов, каковое учреждение с IV века признано необходимым и во всех церквах. О певцах, как особой степени клира, не раз упоминается уже в правилах апостольских (правила 25, 27, 43). Певцы поставлялись в свое служение малым посвящением и особою молитвою. На соборе Лаодикийском (367 год) относительно церковного пения сделано несколько постановлений и в числе их два главных, именно: правило 15: « Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви»; правило 59: «Не петь в церкви псалмов не священных и книг не канонических». Первое из этих правил Валсамон дополняет следующим изъяснением: «Кажется, в древности некоторые из простого народа присвояли себе право чтецов, начинали псалмопение, пренебрегая клириком, и пели непристойно и даже неупотребительное. Отцы, запрещая сие, говорят, что кроме клириков, поющих с амвона, никто не должен начинать пения, подпевать же не запрещено простым, но они должны петь только то, что написано в церковных книгах на дифферах или кожах». Поводом к такому запрещению послужило тогда распространение и употребление некоторыми певцами псалмов, песней и молитв, самочинно составленных христианами, неканонических или даже еретических, в замен принятых церковью .Запрещение петь и читать в церкви мирянам в том же смысле подтверждено и собором Трульским в 691 году, правило 33. В силу этих правил не только миряне, но даже непосвященные монахи и отшельники, не могли исправлять должности клириков, певших и читавших на амвоне . Таким образом, правило эти клонились не к прекращению участия мирян в общем церковном пении, но к упорядочению этого пения и к пресечению беспорядков. В IV и в V веке они соблюдались и при общенародном пении, соблюдаются в православной церкви и до ныне, хотя участие мирян в клиросном пении всюду практикуется. Причины же прекращения обычая общенародного пения в храмах, как увидим ниже, были другие.

По умирении церкви от внешних гонений торжественные случаи христианского богослужения и присутствие на нем высших слоев общества вызвали в городах потребность в улучшении церковного пения и в заведении особых певческих хоров или ликов. Улучшение пения требовалось не менее того и для огораждения православных от увлечения пением еретиков, обративших словесное и музыкальное искусство на погибель душ человеческих, а также и от увлечения сценическим искусством пения языческого театра. Первым учредителем хорового церковного пения должно считать святого Иоанна Златоустого. Действуя против ариан, он ввел клир особых певцов для совершения Всенощного Бдения и молебных пений, а конечно и для пения на литургии, установил хиромонию и знаки нотописи . Супруга царя Феодосия великого дала ему и особого придворного учителя, который, обучая певцов, заготовлял и гимны для пения . О хоровых песнопениях упоминается также в житии Порфирия епископа Газзского († 420 год), писанном в X веке . При императоре Юстиниане в Софийском храме Константинополя было 25 певцов. Певцы при совершении литургии упоминаются в деяниях Константинопольского собора 536 год .

В преддверии первого за сто лет Съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви в епархии была разослана анкета. Она состояла из десяти закрытых и открытых вопросов, затрагивающих проблемы церковно-певческой культуры. О результатах опроса участникам съезда 1 декабря рассказала кандидат социологических наук Евгения Жуковская, сотрудница Управления делами Московской Патриархии, главный редактор интернет-портала «Приходы».

Сегодня Московский Патриархат объединяет 296 епархий, однако полевое исследование охватило только 139 респондентов (остальные свои ответы не прислали). Впрочем, и этого массива информации достаточно для того, чтобы выявить основные регентско-певческие тенденции и использовать полученные данные для формирования сплоченного сообщества так называемых клирошан¹.

Как показывает анализ анкет, для регентов крайне важно повысить качество подготовки певчих и выработать адекватные формы взаимоотношений между клиросом и клиром. Среди актуальных проблем - отсутствие квалифицированных кадров и их текучесть, проблемы с мужскими партиями из-за нехватки певцов-мужчин. Особенно это актуально для отдаленных епархий России, СНГ и зарубежных приходов. Все чаще звучит мнение о необходимости воспитания клиросного певчего. При этом важно не только воцерковлять профессионалов, но и готовить их из прихожан, в том числе детей, собирая их в приходские хоры.

Отсутствие певческих кадров затрудняет качественный подбор репертуара. Кроме того, данные опроса говорят о невостребованности самобытных традиций церковного пения и о превалировании в обиходе одной московской певческой школы (как правило, Троице-Сергиевой Лавры).

В ходе опроса стала очевидна разница между профессионалами из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Так, в России большинство положительных ответов организации богослужебного пения получено по темам:

Организация общенародного пения;
. ориентация клиросного хора на традицию;
. необходимость цензуры современного певческого репертуара

Низкие (вплоть до нулевых) показатели среди российских регентов и певчих отмечены в темах:

Объединение регентов на епархиальном уровне;
. наличие публикации местных распевов;
. наличие материалов, сборников по взаимодействию регентов

Церковно-певческая деятельность в странах СНГ, помимо организации общенародного пения и ориентации клиросного хора на традицию, акцентируется вокруг темы:

Организация работы с детским хором

При этом ответы респондентов из этих стран свидетельствуют практически об отсутствии следующих форм развития певческой культуры:

Наличии публикаций местных распевов;
. объединении регентов на епархиальном уровне;
. поддержке пения местным обиходом.

Для зарубежных епархий и приходов остро стоят проблемы другого порядка. Им важны:

Поддержка пения местным обиходом;
. необходимость цензуры современного певческого репертуара;
. ориентация клиросного хора на традицию

На второй план в дальнем зарубежье уходят такие проблемы, как:

Отсутствие публикаций местных распевов;
. наличие документов по взаимодействию регентов;
. отсутствие опыта регулярных встреч

Цензура или самоконтроль?

Довольно неожиданным для человека, не вовлеченного в церковно-певческое служение, может показаться желание значительного числа опрошенных ввести цензуру: либо на уровне прихода или монастыря, либо на уровне епархии. Также прозвучало мнение о необходимости образования общецерковной комиссии по цензуре, которая должна отслеживать современный певческий репертуар.

Среди аргументов в пользу цензуры можно выделить следующие²:

    Цензура желательна, так как зачастую выбранные песнопения не соответствуют исполнительскому уровню и профессиональным возможностям певчих, что затрудняет восприятие смысла молитвенных текстов и отрицательно сказывается на ходе самого богослужения.

    Считаем, что цензура современного певческого репертуара необходима для сохранения сложившихся церковных певческих традиций. Современные авторские произведения имеют право на исполнение, по согласованию регента с духовенством (настоятелем, ключарем) храма. Учитывая исторический опыт католической церкви в Англии, стоит опасаться излишнего упрощения и чрезмерной модернизации церковного пения.

    Цензура певческого репертуара необходима. Происходить это должно посредством проведения для регентов и псаломщиков лекций на тему сохранения традиционных напевов Русской Православной Церкви (знаменный распев, монастырские напевы, произведения композиторов Московского направления).

    Контроль необходим для исключения попадания в Богослужебный репертуар по разным причинам музыкальных произведений не церковного, а концертного характера, разного рода хоровых экспериментов, не помогающих, а мешающих молитве и Богослужению, что, к сожалению, бывает не редко.

    Нужна. Современный репертуар должен быть рекомендован к исполнению в храмах специальной комиссией при патриархии, в которую должны входить компетентные цензоры, обладающие музыкальным вкусом, определенными знаниями и опытом работы регентом на приходе.

    Для печатных церковных нотных изданий на уровне редакций по благословению музыкально-образованных духовных лиц. Певческие церковные произведения неизвестных новейших современных авторов, как минимум, должны быть одобрены настоятелем прихода.

Желание большинства опрошенных ввести централизованную цензуру говорит о том, что сами профессионалы не готовы брать на себя ответственность за принятие решений - подбор репертуара. Помимо этого сам собой напрашивается вывод о том, что между священнослужителями и клирошанами нет тесного взаимодействия. Инертность в своем клиросном служении и чрезмерный начальственный контроль за творческим процессом воспринимаются как залог сохранения традиции, как естественные условия для тех, кто трудится в Церкви. Достаточно ли сегодня совершеннолетни дирижеры церковных хоров, чтобы не перекладывать на других принятие профессиональных решений? Как воспитать самоконтроль, позволяющий раскрыть в полной мере дарованные Богом таланты?

Детский хор в богослужебной жизни

Особое место в опросе было отведено проблеме детских хоров. Важность этой работы в целях укрепления певческого сообщества и развития русских певческих традиций подчеркивалась большинством респондентов. Однако отмечалось, что для занятий с детским хором в отдалённых и зарубежных епархиях часто не хватает квалифицированных кадров: певчих и регентов. Многие отметили и отсутствие пособий для работы с детским хором.

В большинстве приходов детские хоры поют за богослужением. Периодичность довольно разная: по воскресным или праздничным дням; два раза в месяц; три-четыре раза в год; два раза в год - на Рождество Христово и в Светлое Христово Воскресение. Также есть епархии, где детские хоры участвуют в архиерейских богослужениях, выступают с концертами, поют всю литургию. Существует практика пения детьми ектений, Символа Веры, Отче наш, запричастных и причастных стихов.

На основании более чем половины ответов епархий можно сделать вывод, свидетельствующий о наличии пособий по работе с детским хором. Однако и тех, кому методической поддержки не хватает, по-прежнему немало - 47%.

Регенты используют пособия как изданные в своих епархиях (например, в Кемеровской³), так и адаптированные варианты обихода Московской духовной академии?. Интересен опыт Самарской епархии. Здесь при работе с детскими церковными хорами используется утвержденная Министерством образования и науки Самарской области программа развития вокально-хорового образования Самарской митрополии на 2013-2018 гг. Цель программы - возрождение традиций массового детского академического хорового пения в Самарской губернии и популяризация лучших образцов отечественного хорового репертуара русской православной музыки для детей.

Знакомство детских хоровых коллективов с богослужебной музыкой во многих областных центрах происходит довольно успешно. Например, в Москве хор мальчиков и юношей Хорового училища имени А.В. Свешникова не только исполняет духовные песнопения в концертах и на экзаменах, но время от времени участвует в Патриарших богослужениях, а также в совершении литургии в некоторых столичных храмах (в частности, в храме «Все скорбящих радость» на Большой Ордынке). В России подобных хоровых коллективов, известных профессионализмом и мастерством, несколько. Среди них - хоры из Владимира, Екатеринбурга, Перми, Нижнего Новгорода. Следовательно, в нескольких городах уже есть потенциал для церковно-светского соработничества, которое может способствовать научению детей богослужебной практике. Вероятно, серьезным подспорьем здесь может стать программа Самарской митрополии.

Пение народа или пение с народом?

Еще один блок вопросов анкеты был связан с организацией общенародного пения. Как следует из полученных ответов, на литургии, в основном, поют Символ Веры и Отче наш. На всенощном бдении «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши», «Воскресение Христово видевшее». В двунадесятые праздники народ поёт тропари праздников. Как правило, «запевалой» для прихожан является диакон, однако спевок среди них не проводится. Если диакона нет, то с амвона (или с клироса) народом руководит регент хора. По словам опрошенных, «регулярно повторяющиеся песнопения народ запоминает хорошо».

Получается, что респонденты смешали собственно общенародное пение в течение всего богослужения с общей молитвой всех прихожан. Отсюда, вероятно, и разница в актуальности проблематики общенародного пения в епархиях России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Выявляет это противоречие и диаграмма 6, из которой следует, что в 86% приходов Русской Православной Церкви существует общенародное пение. Однако часто ли при посещении того или иного храма вы видите, чтобы богослужебные тексты вместе (а то и вместо) хора пели прихожане? Такое бывает только в исключительные моменты богослужения.

Однако, по словам респондентов, существует несколько традиций участия прихожан в пении за богослужением. Например, пение акафиста нараспев в дни памяти особо почитаемого святого (упоминались: праздник Покрова Божией Матери, святитель Николай Чудотворец, преподобные Кирилл и Мария Радонежские, блаженная Матрона Московская). Одна из обителей сообщила, что «каждый день на вечернем богослужении поется канон молебный с акафистом Пресвятой Богородице», для чего раздаются книжки с текстом, «чередные певчие поют в центре храма со всеми молящимися».

Интересен опыт одного из приходов:

Общенародное пение полной литургии на приходе существует уже около шести лет. В разные годы литургии, за которыми практикуется общенародное пение, варьируется от двух до пяти. Репетиция бывает одна. Готовятся текстовые пособия с разметкой песнопений. Исполняется одноголосый обиход, практически полностью литургия поется на глас. За литургией к народному пению может практически присоединится каждый желающий, ввиду простоты и известности напевов. Однако духовенство прихода испытывает определенные трудности, так как в этом случае общенародное пение менее мобильно, чем клиросное, и не столь вариативное в выборе вариантов песнопений.

В то же время известны и другие примеры, когда священники любят служить литургию, за которой поют все прихожане, ими руководит одна певчая с клироса, в руках у всех молящихся последование богослужения с нужными музыкальными разметками. По свидетельству настоятеля минского храма во имя святителя Николая Японского протоиерея Павла Сердюка, клирики его прихода очень ратуют литургисать именно этими ранними богослужениями.

Общение профессионалов и катехизация от клира

Поскольку опрос проводился не только для того, чтобы узнать, каково сегодня состояние церковно-певческого искусства, а больше для выявления проблемных аспектов формирования профессионального сообщества регентов и певчих, в анкету были включены вопросы, касающиеся взаимодействия клира и причта - регентов и певчих, а также взаимоотношений между клирошанами разных храмов и епархий. На вопрос о формах взаимодействия регентов, в основном, были получены отрицательные ответы. Таких контактов практически не существует. Есть регулярные фестивали или епархиальные праздники. Однако встреч певчих и регентов на уровне епархий, необходимых для регулярного обмена знаниями и методиками, слишком мало. Более того, по мнению ряда респондентов, священноначалие проявляет низкую заинтересованность к данной сфере церковной жизни.

Регенты многих епархий, отвечая на открытые вопросы, говорили о важности духовного окормления клироса священнослужителями. В некоторых случаях настоятель или иной клирик согласует с хором вопросы устава и репертуара хора. Кроме того, нередко хор привлекается к концертной деятельности, участвует в различных приходских и епархиальных мероприятиях. В некоторых храмах духовенство проводит с певчими встречи-беседы, посвященные актуальным проблемам соблюдения уставных предписаний богослужения, качества звучания клиросного хора и чтецов, благоговейного поведения на клиросе во время пения за богослужением. При участии клириков выстраивается сотрудничество со светскими учреждениями: церковные хоры приглашаются к участию в поселковых, городских и районных образовательных и культурных мероприятиях. Можно назвать традиционным для значительного числа приходов, когда в Рождественские святки хор с духовенством поздравляют прихожан, исполняя колядки и песнопения, а во время совместных трапез духовенство, хор и прихожане вместе поют духовные песнопения и русские народные песни.

К недостаткам взаимодействия клира и причта участники отнесли следующие:

    В жизни регентов и особенно певчих есть острый недостаток в их воцерковлении и духовном окормлении. Часто вся их церковная жизнь заключается в музыкальном сопровождении богослужений. Регенты по своему вкусу, без благословения составляют репертуар. Клир, со своей стороны, часто смотрит на певчих, как на наемных работников. Все это требует изменения и более внимательного отношения со стороны клира.

    В идеале хотелось бы, чтобы священник помогал клиросу в духовном возрастании, был духовным руководителем клироса, корректировал манеру пения, репертуар с точки зрения духовного содержания богослужения, разъяснял сложные литургические моменты и неясности в литургических текстах.

    Во взаимодействии клира и певчих не хватает, на наш взгляд, более качественного образования клира по церковному пению и духовного образования певчих.

    Необходимо повышение образовательного уровня обеих сторон как в отношении церковно-певческой традиции, так и в отношении богослужебного устава.

    Необходимо уделять больше внимания хоровым коллективам, проводя беседы на предмет повышения квалификации как регентов-псаломщиков, так и певцов.

Среди инициатив, направленных на объединение регентов и певчих в профессиональное содружество, респонденты называли проведение хоровых фестивалей, организацию регентско-певческих курсов в епархии, а также профильных семинаров и мастер-классов на базе духовных школ. Кроме того, были включены примеры совместных богослужений в дни особо важных праздников.

Сурожская епархия сообщила об ежегодной летней конференции и семинаре на тему «Литургия» для певчих и псаломщиков. В нем приняли участие представители 20 приходов. Были рассмотрены главные аспекты литургии: устав службы, певческая обиходная традиция исполнения антифонов, Трисвятого, ектений, Херувимской песни, Евхаристического канона. Псаломщики изучали особенности и принципы дачи тона, управления хором, работы на спевке, основы вокальной тренировки певчих, церковно-певческий звукоряд, как базисный элемент работы над интонацией, унисоном, пониманием природы русского церковного пения в целом.

Встречи на тему регентско-певческой проблематики проводятся в рамках Красноярских Рождественских чтений ежегодно, по итогам которых издаются материалы.

Традиция и новация

Отдельный блок вопросов был посвящен сохранению местных традиций в церковно-певческом искусстве.

Местная традиция, в основном, поддерживается в монастырях или в отдельных приходах стран СНГ и зарубежных епархиях Русской Православной Церкви. Отмечаются следующие его особенности:

    В Болгарии практикуется византийское церковное пение, которое отличается от русской полифонической церковной музыки. Некоторые песнопения гармонизированы и адаптированы для смешанного хора, какие наш хор и исполняет, другие мы поем в их аутентичной виде. Есть много музыкальных изданий, переведенных из византийской в западную нотацию в различных версиях, расписаных в монодийно и полифонически.

    В кафедральном соборе епархии существует комплекс переложений обиходных песнопений для исполнения литургии на немецком языке. А также комплекс переложений для небольшого или непрофессионального хора и некоторые авторские песнопения регентов разных лет/эпох, исполняемые в основном только соборным хором.

    Монастырь поддерживает традицию обиходного пения в дореволюционной гармонизации.

    На богослужениях в тамбовских храмах в настоящее время исполняются также произведения тамбовского композитора Ф. Степанова.

    Пение, чтение и песнопения на осетинском языке, как и пение самобытных местных напевов и распевов поддерживается духовенством епархии.

    Богатейшее собрание Соловецких рукописей в настоящее время хранится в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. В 1912 году обителью был издан Обиход. В 1913 году изданием Ирмология была завершена публикация полного круга церковных песнопений по напевам Соловецкого монастыря. Упомянутые издания показывают состояние богослужебного пения в монастыре в начале XX века в последние годы перед его закрытием. В настоящее время в будние дни значительная часть службы, как правило, совершается по Соловецкому обиходу. В праздничные дни репертуар хора разнородный. Одним из источников является Соловецкий обиход.

    В Ставропольской епархии существуют некоторые местные распевы. В настоящее время у нас поддерживается исполнение некоторых местных распевов.

    В Оренбуржье распространена традиция исполнения заупокойных песнопений панихиды авторства оренбургского композитора протоиерея Иоанна Соломина, ставших обиходом.

По свидетельству респондентов, публикаций местных распевов, в основном, не сохранилось. А среди зафиксированных можно выделить такие, как «Пинский сборник», сборник Новосибирского епархиального издания, а также упоминавшиеся выше сборники Соловецкого монастыря.

Подводя итог анализу анкетирования регентов и певчих Русской Православной Церкви, в качестве выводов напрашивается несколько предложений по развитию церковно-певческой традиции.

Во-первых, необходимо усовершенствование профессиональной подготовки регентов и певчих. В настоящее время Регентские школы, училища, отделения, существуют в ряде епархий. Некоторые из них действуют как самостоятельные учебные заведения, иные - в составе духовных школ. Важно заботиться об их аккредитации и получении соответствующих лицензий, приравнивающих эти регентские школы как минимум к музыкальному училищу, а как максимум - к бакалавриату.

Во-вторых, церковнослужители должны иметь признание в среде музыкальных специалистов не только внутри Церкви, но и в светском профессиональном сообществе. Неправильное отношение светских музыкантов к церковным как музыкантам-неудачникам, не нашедшим своего места в мире большой музыки, порождает маргинализацию Церкви и является корнем ряда проблем, рассмотренных в данном исследовании. В частности, проблему привлечения в хоры квалифицированных кадров, уважение к хору со стороны клира.

В-третьих, укрепляться сообщество профессиональных регентов и певчих должно на низовом уровне - через общение в благочиниях и епархиях. Важно проводить совещания, съезды, семинары, конференции и мастер-классы, в ходе которых разбирать устав, основы православной веры, а также нюансы работы с церковных хором, основы аранжировки и хороведения. Это будет способствовать музыкантам не терять квалификацию, а также позволит многим из тех, кто пока малоцерковен, открыть для себя мир Православия. Кроме того, общение специалистов и станет тем клейстером, скрепляющем регентов и певчих в единое сообщество мастеров своего дела.

В-четвертых, назрела необходимость создания единого каталога музыкальных произведений для богослужений. В настоящее время печать нот (как обиходных, так и композиторских) ведется хаотично и нет единого списка существующих изданий. Кроме того, как отмечало большинство респондентов, нет единого реестра методической литературы по работе с церковным коллективом и по занятиям с детьми в воскресных школах.

Круг перспективных направлений очерчен. Важно, чтобы после проведения в Москве Международного съезда регентов и певчих прозвучавшие в ходе его мероприятий пожелания нашли неравнодушных людей по их воплощению.

Примечания:

¹Доклад подготовлен исследовательским коллективом социологического факультета МГУ (авторы: к.с.н., доц. Ф.В.Малахов, к.ф.н., доц. Е.А.Свердликова, м.н.с. Г.Б.Бороздина) по заказу информационно-просветительского интернет-портала «Приходы» (prichod.ru) при поддержке некоммерческой исследовательской службы «Среда» (sreda.org).

³Для изучения гласов преподавателем Кузбасской православной духовной семинарии выпущен сборник «Песнопения Осмогласника», составитель А.А. Толстокулакова. - Кемерово: Издательский отдел Кемеровской и Новокузнецкой епархии, 2013. - 160 с.

Учебное пособие. М.: Издательский Совет РПЦ, 2005г.; Вознесенский прот.Иоанн. О достоинстве и влиянии пения; Богогласник. Издательский Совет РПЦ Москва 2002г.; Лепешинский прот.Игорь, Гончаров О. Праздники в воскресной школе; Пасха и двунадесятые праздники. Учебное пособие по церковному пению для детей. Издательство Владимирской епархии, 1996г.; Литургия Иоанна Златоуста: сборник песнопений для детского хора/ под ред. Н. Миндровой. - М.: Издательство Православного Центра «Живоносный Источник», 2006г.; Русская духовная музыка в репертуаре детского хора: Учеб - метод. пособие /Сост. Н. В. Аверина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г.; Избранные духовные хоры для детей и юношества: Руководителям хоровых коллективов/Сост. Г. П. Стулова, Л. В. Шишкина. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002г.; Рождество Христово: Богослужебные песнопения для детских хоров. /Под ред. Г. Н. Лапаева. - Москва - Тверь, 2005г.; Школа церковного пения. Церковный обиход. Учебное пособие для учащихся воскресных школ и православных гимназий. Сост. Г.П. Стулова. Изд-во Владимирской епархии. 2001г.; Тропари и кондаки 12-ти праздников Православной Церкви для детского хора: под ред. Г.Н. Лапаева. - М.: Фонд развития Православной культуры «Живоносный источник», 2014.г.; Вахромеев В.А. / Учебник церковного пения в 2 т. Т1; под ред. Н.В. Шиманского. - 2-е изд. - Минск: Белорусская Православная Церковь: Харвест, 2013г.; Вахромеев В.А. /Учебник церковного пения в 2 т. Т2; под ред. Н.В. Шиманского. - 2-е изд. - Минск: Белорусская Православная Церковь: Харвест, 2013г.



error: Контент защищен !!