Роль воображения в учебной деятельности младших школьников. Изучение творческого воображения у младших школьников

В психологии существует много определений воображения. Так, Р.С. Немов считает, что воображение - это «особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, за- нимающая промежуточное положение между восприятием и памятью» (22, с.260). По мнению В. А. Крутецкого, воображение - это «создание образов таких предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше» (14, с.164). С. Ю. Головин утверждает, что воображение - это «способность человека к построению новых образов путём переработки психических компонентов, обретённых в прошлом опыте» (Головин Ю. С. 2001;103).

На обыденном (разговорном) языке воображение - это «домысел, мнение или предположение, ни на чём не основанное» (Головин Ю. С. 2001; 356) Общим для этих определений является осознание мысли, что воображение - это «универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционального смыслового опыта» (22, с.51). В специальной литературе существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идея, идущая от И. Канта, которая предполагает понимание воображения как всеобщего свойства сознания.

При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. Таким образом, воображение определяет протекание конкретных познавательных, эмоциональных и других процессов. Исследователи утверждают, что воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Будущая мысль фиксируется воображением в виде некоторой тенденции развития целостного объекта. Его компоненты осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу. В итоге они приобретают в человеческом сознании новую качественную определенность. Следовательно, физиологически процесс воображения - это сочетание и комбинации из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. Известный психолог С.Ю. Головин утверждал, что одним из источников развития воображения является игра, проявляющаяся:

  • · в построении образа, средств и конечного результата деятельности субъекта;
  • · в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена;
  • · в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
  • · в создании образов, соответственных описанию объекта (4 с.104).

Ценность воображения заключается в том, что оно позволяет принять решения при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представления воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. В специальной литературе существует множество классификаций видов воображения. В данной работе за основу взята классификация Р.С. Немова, который отмечает, что сущность воображения заключается в преобразовании представлений, создании новых образов на основе наличных.

Автор выделяет две группы видов воображения (22, с. 262): 1-я группа - активное (способность человека усилием воли вызывать соответствующие образы); пассивное (возникновение образов помимо воли и желания человека); продуктивное (сознательное конструирование и преобразование человеком возникших образов); репродуктивное (воспроизведение реальности в том виде, какова она есть); 2-я группа - сновидения (выражение потребностей человека, не получивших реализации); галлюцинации (фантастические видения, не имеющие связи с окружающей человека действительностью); грёзы (идеализированные фантазии, связанные с идеализируемым будущим); мечты (осуществимые в будущем фантазии). Наблюдения показывают, что в младшем школьном возрасте ребенок в воображении может создавать разнообразнейшие ситуации. В.С. Мухина отмечает, что, «формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения» (21, с.218).

Следовательно, в данном возрасте воображение может выступать как деятельность, приносящая теоретический эффект. Основное направление в развитии детского воображения - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. С возрастом реализм детского воображения усиливается. Это обусловливается накоплением знаний и развитием критичности мышления. Воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Так, в игре дети изображают виденное и пережитое почти в той последовательности, в какой оно имело место в жизни. В дальнейшем появляется творческая переработка представлений. Например, учащиеся 3 класса, описывая прогулку в лес, создают образ прогулки не только на основе той, которая была недавно, но и на основе многих предыдущих прогулок (18, с. 112).

Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Так, в игре дети используют игрушки, домашние вещи и т. д. Без этого им трудно создать образы воображения. Точно также при чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ. Без этого учащийся не может вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. Постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность мысленно создать новый образ. В. Г. Короленко описывает, как они с братом играли в детстве в путешествия.

Забравшись в старую карету, стоявшую на свалке, они просиживали в ней часами, внешне почти ничего не делая; брат лишь изредка понукал воображаемых лошадей, а маленький Короленко произносил иногда несколько слов, обращаясь к воображаемым встречным. Основное содержание игры развертывалось во внутреннем, мысленном плане. Они воображали себе далекие страны, которые они посещают, опасные происшествия, которые им приходится пережить в пути (18, с.114). Развитие образов воображения у учащихся младших классов изучали А. Я. Дудецкий и Д. Д. Алхимов (8). На основе словесных описаний незнакомых предметов дети выполняли рисунки соответствующих объектов. Исследования показали, что у детей 1 класса образы носят схематический характер. В рисунке изображается только общий контур объекта, опускаются многие подробности и прежде всего детали, связанные с отображением действия объекта. Так, от учащихся требовалось воссоздание действующего вулкана, что можно было изобразить в виде горы с дымовым облаком над ее вершиной. Многие учащиеся (40%) изобразили действующий вулкан без дымового облака. Учащиеся 2- 3 классов в образ включают в среднем на 1- 2 признака больше, чем первоклассники. Число признаков, которые включаются в воссоздаваемый образ, несколько увеличивается от класса к классу. Но, отражая только отдельные яркие признаки, учащиеся не отражают скрытые существенные признаки и взаимосвязь между ними. Рисунки первоклассников, так же как и дошкольников, можно назвать рисунками - описаниями. Усовершенствование изображения они достигают путем дорисовок и присоединений. Для того чтобы рисунок был похож на изображаемый предмет, дети просто увеличивают число деталей, а не ищут сходства между образом и предметом через установление связей между деталями. Это объясняется особенностями мыслительной деятельности первоклассников, взаимоотношением между восприятием и мышлением, которое существует в этом возрасте.

Для них преобладающим является элементный анализ, а синтез вообще отстает от анализа. В силу этого они не ставят еще перед собой задачи па установление взаимосвязи между частями, признаками воспринимаемого предмета, а, следовательно, и воссоздаваемого образа. Что- бы учащиеся включали в воссоздаваемый образ необходимые признаки предметов и отражали бы в этом образе их взаимосвязь, необходимо сделать это специальной задачей обучения.

Пропуск признаков, частей, деталей предметов приводит к тому, что воссоздаваемые образы носят фрагментарный характер, особенно у первоклассников. Воссоздание целостного, правильного образа в основном характерно для школьников 3 класса, но это не означает, что учащиеся 1- 2 классов при систематическом обучении не могут воссоздать правильные, целостные образы.

Целостность образа зависит не только (и не столько) от количества отражаемых признаков, но прежде всего от их композиционного расположения. Ярким примером могут служить два рисунка одного и того же предмета (водокрыла) учеников 1 и 3 классов. Оба ученика в своих рисунках воспроизвели четыре признака водокрыла (лодка, два крыла, гребной винт у заднего крыла). Но у первоклассника воспроизведенные признаки расположены композиционно неверно (крылья вверху). Наряду с развитием целостности образы воображения младшего школьника становятся все более и более дифференцированными. Образы первоклассников отличаются расплывчатостью. В создаваемый образ они вносят не только то, что есть в тексте, но и много лишнего.

Например, изображая лодку - водокрыл, дети рисуют ее с пушкой, парусом, иногда даже с пропеллером и другими деталями, которые в описании не указываются. У второклассников таких дополнительных деталей уже нет. В образах, создаваемых первоклассниками, исключительно ярко проявляется непроизвольность, неуправляемость их умственной деятельности, слабость мышления. Образы во многом связаны с их прошлым опытом, который сам собой вливается в воспринимаемое. Первоклассники, как и старшие дошкольники, не могут отвлечься от образов прошлого опыта и создать образ, который соответствовал бы поставленной задаче.

В результате постоянной работы учителя развитие воображения начинает идти в следующих направлениях: 1. Сначала образ воображения расплывчат, неясен, далее он становится более точным и определенным. 2. В образе отражается вначале только несколько признаков, а ко второму - третьему классам гораздо больше, причем существенных. 3. Переработка образов, накопленных представлений в 1 классе незначительна, а к 3 классу учащийся приобретает гораздо больше знаний, и образ становится обобщенней и ярче. Дети могут изменить сюжетную линию рассказа, вводят условность, понимая ее сущность. 4. Вначале всякий образ воображения требует опоры на конкретный предмет (при чтении и рассказе, например, опора на картинку), а далее развивается опора на слово. Именно оно позволяет школьнику создать мысленно новый образ (дети пишут сочинения по рассказу учителя, по прочитанному в книге). В процессе обучения при общем развитии способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится также все более управляемым процессом, и образы его возникают в русле задач, которые ставит перед ними содержание учебной деятельности. Таким образом, теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого человека и его развитие происходит более интенсивно в процессе использования наглядных методов обучения.

Выводы по главе 1 У дошкольников и младших школьников преобладает наглядно-образное и наглядно-действеное мышление, требующее наглядного предъявления информации, поэтому нельзя представить работу начальной школы без наглядных методов. Теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что использование наглядности способствует овладению учениками важнейшими мыслительными операциями, в том числе и воображением. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом его воображения. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей. Поэтому одна из актуальных проблем современного образования - это методы и приемы развития воображения. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого человека и его развитие происходит более интенсивно в процессе использования наглядных методов обучении

Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями. Благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата. Воображение обеспечивает антиципацию, моделирование и создание образа будущего (положительных или отрицательных последствий определенных действий, хода взаимодействия, содержания ситуации) посредством обобщения элементов прошлого опыта ребенка и установления причинно-следственных связей между его элементами. Если младший школьник лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда и совершает действия в своем воображении, осуществляя этим замещение реальной действительности воображаемой. Кроме того, воображение является важной основой для понимания младшими школьниками других людей и межличностной коммуникации, способствуя представлению переживаемых другими в данный момент времени эмоций и состояний. Таким образом, воображение занимает важное место в структуре психической деятельности ребенка, включаясь в ее когнитивный эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты; является неотъемлемой частью учебной и других видов деятельности, социального взаимодействия и познания младших школьников: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и психических состояний ребенка, влияет на характер протекания эмоциональных и волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и программирование различных видов деятельности.

В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию.



Отличительной особенностью воображения младшего школьника является также его опора на конкретные предметы, без которых им сложно создавать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании младший школьник опирается на изображение, на конкретный образ. Без этого ученики затрудняются вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. В начале младшего школьного возраста воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место начинает выступать слово.

В процессе обучения при общем развитии способности саморегуляции и управления своей умственной деятельностью воображение становится также все более управляемым и контролируемым процессом, и образы его возникают в рамках учебных задач, связанных с определенным содержанием учебной деятельности. Учебная деятельность способствует интенсивному развитию воссоздающего воображения. В процессе учебной деятельности младшим школьникам сообщается много описательных сведений, что требует от них постоянного воссоздания образов, без которых невозможно осмыслить учебный материал и усвоить его, т. е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную учебную деятельность. Основой для воображения младшего школьника являются его представления. Поэтому развитие воображения во многом зависит от сформированной у ребенка системы тематических представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира.

Практический пример

Для активизации и развития репродуктивного воображения на занятиях литературным чтением используется игровой прием «Составление изображений объектов», при котором детям зачитывается описание внешности какого-либо героя, предмета и затем предлагается нарисовать героя или предмет по описанию.



Младший школьный возраст в целом можно считать наиболее благоприятным, сензитивным периодом для развития творческого воображения, фантазии. Игры, продуктивная деятельность, общение младших школьников отражают силу их воображения. В их рассказах, разговорах реальность и воображаемые образы часто смешиваются, и представляемые нереальные явления могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их бывает настолько интенсивным, что младшие школьники чувствуют необходимость рассказать об этом. Такие детские фантазии нередко воспринимаются окружающими людьми как проявления лживости и обмана. Однако если эти выдуманные ребенком рассказы не преследуют какую-либо выгоду, то они являются не ложью, а фантазированием, находящимся в разладе с реальной действительностью. По мере взросления ребенка такое фантазирование перестает быть простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в реальность. Младшие школьники начинают осознавать условность своего фантазирования, его несоответствие действительности.

В сознании младшего школьника сосуществуют реальные конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные образы воображения. С возрастом роль фантазии, оторванной от реальной действительности, снижается, а реализм детского воображения возрастает, что обусловлено расширением кругозора и общей осведомленности об окружающей действительности и развитием критичности мышления. Реализм воображения проявляется в создании образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся точным воспроизведением реальных событий. Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у младших школьников образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему видах деятельности: в играх, в изобразительной и конструктивной деятельности, при слушании сказок и пр. В игровой деятельности, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации. Хорошо известные события ребенок стремится изобразить реально, как бывает в жизни, а изменение реальной действительности часто вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить действительные события. Реализм воображения в младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется при выборе атрибутов игровой деятельности. В отличие от дошкольников, младшие школьники производят строгий отбор игрового материала по принципу его максимальной близости к настоящим предметам. Вносимые в процессе игровой деятельности детьми младшего школьного возраста поправки к игровой ситуации, воображаемым образам придают игре воображаемые черты, все более соответствующие реальной действительности.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической работы является всестороннее изучение личности ребенка. Как отмечал К.Д. Ушинский: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Известными психологами Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, В.А. Крутецким, А.К. Марковой, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и другими были выявлены и научно обоснованы психологические характеристики и психологические новообразования основных возрастных периодов развития ребенка, формирующиеся в русле ведущей для каждого конкретного периода деятельности. "Развития новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений", - отмечал Л.С. Выготский. . Следовательно, изучение закономерностей возникновения и развития психологических особенностей и качеств личности ребенка внутри ведущей деятельности и посредством ее, установление возрастной преемственности этих особенностей служит "ключом" к пониманию закономерностей развития всех психических процессов ребенка, в том числе и воображения.

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Формируется воображение в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрастном периоде. В ситуации игры воображение дошкольника получает широкий простор и проявляется в наиболее ярких, красочных формах, в связи с чем создается впечатление, что маленький ребенок живет наполовину в мире своих фантазий и что его воображение сильнее, богаче, оригинальнее воображения взрослого. Долгое время в психологии существовало предположение, выдвинутое В. Штерном и Д. Дьюи, согласно которому воображение присуще ребенку "изначально", оно наиболее продуктивно в детстве.

Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Особенности игровой деятельности младших школьников заключаются в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности.

Использование игры способствует формированию у учащихся психологических посылок теоретического сознания, изменению мотивов поведения и раскрытию новых источников развития познавательных сил, становление которых происходит в русле учебной деятельности.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Вместе с тем, учитывая, что все познавательные процессы находятся в отношениях тесной связи и взаимосвязи (как элементы единой системы), можно говорить о том, что активное развитие в учебной деятельности любой из указанных функций создает благоприятные предпосылки и для развития воображения. Для полноценного развития творческого воображения ребенка необходимо наличие у него определенного запаса представлений об окружающей действительности. Однако обогащение чувственного опыта ребенка не является единственным условием и способом развития его фантазии, поскольку специфика воображения заключается не столько в накоплении представлений об окружающем мире, сколько в реорганизации этих представлений, их изменении, переконструировании. В практике школьного обучения основной акцент, к сожалению, делается именно на факторе богатства чувственного опыта, специфика же процесса воображения, т.е. комбинаторный характер его деятельности, практически не учитывается. С нашей точки зрения, для формирования воображения наряду с постоянным обогащением опыта ребенка необходимо еще и развитие возрастом постепенно заменяется рациональными компонентами, подчиняется интеллекту и угасает.

Однако Л.С. Выготский, рассматривая проблему воображения в возрастном аспекте, показывает несостоятельность таких позиций. Он утверждает, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на представлениях, полученных в реальной жизни. И поскольку опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, интересы элементарнее и проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными. "Воображение ребенка, писал К.Д. Ушинский, - и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. но воображение у детей сильно, но душа слаба, и власть ее над воображением ничтожна. Кажущаяся на первый взгляд богатой, фантазия вовсе не связана с силой воображения, а обусловлена слабым контролем над ним; ребенок, в результате неустойчивости интереса, не может управлять своим воображением, ребенку все равно, куда бы его не несла прихотливая мечта, волнуемая разнообразием внешних впечатлений".

Развивая представление о том, что у ребенка воображение более развито, чем у взрослых, некоторые исследователи рассматривают воображение в качестве источника присущих дошкольнику видов деятельности. B. C. Мухина утверждает, что "развитие воображения не причина, а результат овладения игровой, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности"

Согласно данным психологии, "зримые" формы воображения у детей наблюдаются в возрасте уже двух лет. В этот период воображение ребенка непроизвольно и характер его проявления определяется той конкретной ситуацией, в которой находится ребенок, и теми возможностями, которыми он располагает в данный момент. Так, подражая действиям матери, ребенок пытается, например, покормить куклу, используя вместо настоящих предметов их заместители (палочку вместо ложки, песок вместо каши). Возникает ситуация воображаемого кормления, т.е. ребенок пока только "дополняет воображением" то, что им воспринимается. С возрастом подражательные стремления ребенка усложняются в связи с изменением характера игровой деятельности: ребенок активно включается в сюжетно-ролевые игры, в которых ему приходится все больше и больше довольствоваться заменой, призывая на помощь свое воображение. Игра является формой творческого отображения ребенком действительности, так как в ней, по мнению А.А. Люблинской, "в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности". Сюжетно-ролевая игра, в которой предусматривается принятие ребенком на себя определенной роли, моделирование с нею своего поведения в возможных различных ситуациях, использование предметов-заместителей, адекватных принятой роли, выступает в качестве необходимого условия для полноценного формирования функции воображения у дошкольников.

Стремление к самостоятельному творчеству, по данным общей психологии, появляется у детей в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте, уже усвоив основные образцы поведения и деятельности, ребенок может относительно свободно оперировать ими, отходя от усвоенных стандартов, комбинируя их при построении продуктов воображения. Однако в целом, несмотря на свою наглядность, выразительность, эмоциональную насыщенность, образы воображения у дошкольников еще недостаточно управляемы и контролируемы.

В следующем возрастном периоде, который начинается с момента поступления ребенка в школу, ведущей деятельностью становится учебная, в рамках ее происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, в том числе и воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: Агглютинация, то есть "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;

Гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с пальчик.

Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства; Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т.д. Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с космическим кораблем.

Однако творческое воображение, как утверждают некоторые психологи, имеет тенденцию к постепенному угасанию в связи с установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипно повторяющихся действий. Вместе с тем анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности данного возрастного периода позволяет предположить наличие широких возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности.

В возрастной и педагогической психологии основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста принято считать произвольность, внутренний план действий, рефлексию. Основная линия развития воображения заключается в постепенном его подчинении сознательным намерениям, реализации определенных замыслов, что становится возможным в младшем школьном возрасте в связи с формированием этих психологических новообразований. Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Кроме того, у детей постепенно формируется способность к выполнению действий, в том числе планирования в уме.

Таким образом, подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой - перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте. Образцы воображения в этот период становятся более полными, чем у дошкольников, причем элементов репродуктивности - простого воспроизведения значительно меньше, и в большей степени появляется творческая переработка впечатлений. В связи с усвоением школьниками сведений об объектах окружающего мира и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают логическую аргументацию, что является важнейшей предпосылкой развития творческого (продуктивного) воображения у младших школьников. Воображение младших школьников тесно связано с личностью и ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются учащиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические формы и имеет свои специфические задачи. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, способности к переконструированию.

В психологии воображение рассматривается как своеобразная отражательная деятельность сознания, основной механизм которой состоит в активной переработке имеющегося опыта. Отражение окружающего мира возможно лишь в процессе активного взаимодействия субъекта с объектом в процессе деятельности. Ученые отмечают, что психика человека существует и может развиваться лишь в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Процесс формирования умственных действий первоначально осуществляется первоначально на базе внешних действий и затем путем поэтапной обработки переходят во внутренний план, в сознание. Поскольку сущность воображения составляют механизмы по конструированию опыта, являющиеся разновидностью умственных действий, следовательно, необходимым условием их формирования является включение субъекта в активные формы деятельности. Итак, следует выделить следующие особенности воображения младших школьников: воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирования и реализацию; оно становится особой деятельностью, включая фантазию; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития во многом зависит успешность освоения школьной программы.

Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями. Благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата. Воображение обеспечивает антиципацию, моделирование и создание образа будущего (положительных или отрицательных последствий определенных действий, хода взаимодействия, содержания ситуации) посредством обобщения элементов прошлого опыта ребенка и установления причинно-следственных связей между его элементами. Если младший школьник лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда и совершает действия в своем воображении, осуществляя этим замещение реальной действительности воображаемой. Кроме того, воображение является важной основой для понимания младшими школьниками других людей и межличностной коммуникации, способствуя представлению переживаемых другими в данный момент времени эмоций и состояний. Таким образом, воображение занимает важное место в структуре психической деятельности ребенка, включаясь в ее когнитивный эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты; является неотъемлемой частью учебной и других видов деятельности, социального взаимодействия и познания младших школьников: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и психических состояний ребенка, влияет на характер протекания эмоциональных и волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и программирование различных видов деятельности.

В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию.

Отличительной особенностью воображения младшего школьника является также его опора на конкретные предметы, без которых им сложно создавать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании младший школьник опирается на изображение, на конкретный образ. Без этого ученики затрудняются вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. В начале младшего школьного возраста воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место начинает выступать слово.

В процессе обучения при общем развитии способности саморегуляции и управления своей умственной деятельностью воображение становится также все более управляемым и контролируемым процессом, и образы его возникают в рамках учебных задач, связанных с определенным содержанием учебной деятельности. Учебная деятельность способствует интенсивному развитию воссоздающего воображения. В процессе учебной деятельности младшим школьникам сообщается много описательных сведений, что требует от них постоянного воссоздания образов, без которых невозможно осмыслить учебный материал и усвоить его, т. е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную учебную деятельность. Основой для воображения младшего школьника являются его представления. Поэтому развитие воображения во многом зависит от сформированной у ребенка системы тематических представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира.

Практический пример : Для активизации и развития репродуктивного воображения на занятиях литературным чтением используется игровой прием «Составление изображений объектов», при котором детям зачитывается описание внешности какого-либо героя, предмета и затем предлагается нарисовать героя или предмет по описанию.

Младший школьный возраст в целом можно считать наиболее благоприятным, сензитивным периодом для развития творческого воображения, фантазии. Игры, продуктивная деятельность, общение младших школьников отражают силу их воображения. В их рассказах, разговорах реальность и воображаемые образы часто смешиваются, и представляемые нереальные явления могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их бывает настолько интенсивным, что младшие школьники чувствуют необходимость рассказать об этом. Такие детские фантазии нередко воспринимаются окружающими людьми как проявления лживости и обмана. Однако если эти выдуманные ребенком рассказы не преследуют какую-либо выгоду, то они являются не ложью, а фантазированием, находящимся в разладе с реальной действительностью. По мере взросления ребенка такое фантазирование перестает быть простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в реальность. Младшие школьники начинают осознавать условность своего фантазирования, его несоответствие действительности.

В сознании младшего школьника сосуществуют реальные конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные образы воображения. С возрастом роль фантазии, оторванной от реальной действительности, снижается, а реализм детского воображения возрастает, что обусловлено расширением кругозора и общей осведомленности об окружающей действительности и развитием критичности мышления. Реализм воображения проявляется в создании образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся точным воспроизведением реальных событий. Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у младших школьников образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему видах деятельности: в играх, в изобразительной и конструктивной деятельности, при слушании сказок и пр. В игровой деятельности, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации. Хорошо известные события ребенок стремится изобразить реально, как бывает в жизни, а изменение реальной действительности часто вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить действительные события. Реализм воображения в младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется при выборе атрибутов игровой деятельности. В отличие от дошкольников, младшие школьники производят строгий отбор игрового материала по принципу его максимальной близости к настоящим предметам. Вносимые в процессе игровой деятельности детьми младшего школьного возраста поправки к игровой ситуации, воображаемым образам придают игре воображаемые черты, все более соответствующие реальной действительности.

Основные направления развития воображения младшего школьника:

  • совершенствование планирования создания образов воображения;
  • увеличение точности и определенности образов воображения;
  • возрастание разнообразия и оригинальности продуктов воображения;
  • уменьшение элементов репродуктивного воспроизведения образов;
  • увеличение реализма и контролируемости образов воображения;
  • усиление связи воображения с мышлением;
  • переход воображения из деятельности, нуждающейся во внешней опоре, в самостоятельную внутреннюю деятельность на основе речи.

1. Сначала образы воображения расплывчаты, неясны, постепенно они становятся более точными и определенными.

2. В образах воображения сначала отражается только несколько признаков, а к концу младшего школьного возраста гораздо больше, причем существенных.

3. Переработка образов, накопленных знаний и представлений в 1 классе незначительна, а к 3 классу у детей накапливается гораздо больше знаний и образы воображения становятся разнообразней, обобщенней и ярче.

4. Вначале всякий образ воображения требует опоры на конкретный предмет или его изображение, модель, а затем постепенно развивается опора на слово, которое позволяет младшим школьникам создать мысленно новый образ.

В младшем школьном возрасте в целом дети могут вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но у них отмечается большее доверие образам своего воображения и более слабый их контроль. Поэтому часто создается впечатление о том, что воображение детей развито больше, чем у взрослых. Однако знаний и представлений, составляющих материал, из которого строятся образы воображения, у младших школьников гораздо меньше, чем у взрослого человека. Характер используемых младшими школьниками способов синтезирования образов воображения, их комбинаций, качество и разнообразие также значительно уступают взрослым. Отсутствие развитого самоконтроля в фантазировании порождает иллюзию легкости, с которой ребенок продуцирует все новые и новые образы воображения. Дети обладают лишь большей яркостью образов, они также слабо их контролируют.

Воображение младшего школьника отличается наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Первоначально воображение младших школьников отличается незначительной переработкой имеющихся представлений. В игровой или продуктивной деятельности дети отображают увиденное и пережитое почти в той последовательности, в какой оно имело место в их личном опыте. По мере взросления количество элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше. В дальнейшем усиливается творческая переработка представлений и развитие творческого воображения.

М.Э. Ванник выделила основные этапы творческого воображения у детей младшего школьного возраста:

  • подготовительный (побуждение к созданию),
  • вынашивание замысла (эскиз, зарисовка: этот этап у детей может быть свернут), реализация замысла (создание конкретного произведения),
  • представление результата (например, выставка работ, этот этап для детей имеет особое значение).

Развитию творческого воображения способствуют следующие условия: включение учащихся в различные виды деятельности, использование нетрадиционных форм проведения уроков, создание проблемных ситуаций, экскурсии, применение ролевых игр, самостоятельное выполнение работы, планирование работы по выполнению изделий, использование различных материалов, использование различных типов заданий, в том числе и психологических заданий и упражнений. Активизироваться должны такие стороны учебно-познавательной деятельности, как содержательная, организационная, субъектная.

Практический пример : Для активизации и развития творческого воображения на занятиях литературного чтения используются игровые приемы «Сказки с тремя концами», при которых школьникам предлагается придумать несколько вариантов окончания известных сказок, прием «Сочинение сказок», при котором детям необходимо придумать свою сказку с каким-либо известным сказочным героем.

По мнению О.В. Давыдовой, творческое воображение младших школьников интенсивно развивается благодаря особому комплексу психолого-педагогических условий развития учащихся на основе межпредметных связей, включающему в себя: интерактивное обучение через сотрудничество; организацию проблемно-творческой деятельности; использование интегрированного содержания.

Условия развития творческого воображения младших школьников на основе межпредметных связей

1. Интерактивное обучение через сотрудничество

Методы и приемы: сотрудничество на этапе мотивации: беседа, дидактические игры, сотрудничество на этапе организации: формулировка проблемы учителем или учащимися, варианты решения проблемно-творческих задач при мозговой атаке, наглядные методы, методический рисунок, сотрудничество на этапе контроля: поощрение, одобрение новизны, необычайности замысла, выбор работ для портфолио

Формы обучения:

Средства обучения: опора на знания содержательные и формальные, интерес, основанный на знаниях мифологии, использование наглядности не для копирования, а для комбинирования, создание ситуации успеха в изобразительном творчестве (наглядность, методический рисунок, поощрение, одобрение), творческая книжка (портфолио), индивидуальная и коллективная оценка

2. Организация проблемно-творческой деятельности

Методы и приемы: дидактические игры, беседа, эвристический, проблемный и наглядный методы, использование наглядности (в том числе методический рисунок) не для копирования, а для комбинирования, сотрудничество и дипломатичность при решении проблем, доступные творческие задания открытого тина, мозговая атака, личная или социальная значимость заданий; творческая атмосфера; использование разнообразных изобразительных материалов и техник, создание ситуаций успеха, поощрение, одобрение новизны, необычайности замысла

Формы обучения: коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия, выставки, диалог культур

Средства обучения: использование противоречий между знанием истории, мифологии и применением этих знании в новых практических условиях, несоответствие между знаниями и новыми требованиями; противоречие между теоретическим и практическим осуществлением: познание методов и способов творческого воображения; усвоение способов создания художественного образа; усвоение приемов изобразительной деятельности разнообразными материалами, самореализация в творчестве, выполнение контрольных заданий

3. Использование интегрированного содержания образования

Методы и приемы: блочное изучение тем по четвертям (7-10 занятий), опора на межпредметные знания истории и изобразительного искусства, включение мифологии, беседа, наглядные методы, мозговая атака, дидактические игры, использование регионального компонента, сотрудничество, решение проблемно-творческих задач практически значимых, ЗУН владения изобразительной грамотой разнообразными материалами и технологиями

Формы обучения: коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия, выставки, диалог культур

Средства обучения: вычленение общей основы содержания предметных программ «Изобразительное искусство» и «История», которая прослеживается в мифологических знаниях содержания каждого из перечисленных предметов, использование словесных, визуальных и аудиовизуальных средств (последние использовались и в первых двух условиях)

Автор считает, что поскольку в условиях общеобразовательной школы опыт младших школьников расширяется за счет знаний параллельно изучаемых предметов, то учебно-познавательная деятельность, направленная на развитие творческого воображения, должна быть основана на межпредметных связях, позволяющих преобразовывать элементы действительности, используя опыт предшествующих поколений.

Интенсивное развитие творческого воображения младших школьников в процессе обучения происходит на основе принципа творческого пробуждения (создания творческой атмосферы на уроках, побуждающей учащихся к креативной деятельности на основе новых, ярких, эмоциональных впечатлений и представлений), принципа диалогичности (творческого сотрудничества учителя и учеников), принципа творческого самовыражения (отражения собственных впечатлений в создаваемых образах), на основе тесной взаимосвязи «внешних» и «внутренних» психологических условий. К их числу относятся благоприятный психологический климат в классном коллективе, доверие между учителем и учащимися, «открытость» школьника опыту творческой деятельности, внутренний локус оценивания деятельности и т. д. Благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала учителя и учащихся создаются в рамках инновационного обучения. Уровень воссоздающего воображения, которого достиг ребенок к концу младшего школьного возраста, может быть оценен по таким показателям, как формальная адекватность, эмоциональность, своеобразие и целостность воссоздания образа. Для оценки уровня развития творческого воображения младших школьников можно использовать такие критерии, как количественная продуктивность деятельности, оригинальность воображения, гибкость использования идей.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ 44.03.02 «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ПРОФИЛЬ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

Дисциплина: «Теории и технологии ознакомления младшего школьника с окружающим миром».

Тема: «Развитие воображения младших школьников в процессе изучения окружающего мира».

Выполнила студентка:

Хохлова Е.С.

Группа:

ППОбз-1231

Преподаватель:

Емельянова Татьяна Витальевна

Тольятти 2017

Содержание

………………………………...

4

1.2.

……...

7

1.3.

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности на уроках окружающего мира ……………………………………………………………………

13

Заключение………………………………………………………….

19

Список использованной литературы……………………………

21

Введение

Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.

    1. Сущность понятия «Воображение»

Воображение - это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.

Повседневная деятельность ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот пробел: оно комбинирует, создает новое сочетание имеющихся сведений и таким образом, хотя и временно, но восполняет пробел в знаниях. Объяснить природу и сущность воображения пытались многие ученые прошлого.

Существует несколько точек зрения как в целом на воображение, так и на отдельные его стороны.

    Идеалистическая концепция фантазии сводится к тому, что утверждается ее полная спонтанность (самопроизвольность). По мнению идеалистов, фантазия не носит отражательного характера. Она не связана с окружающей средой и, таким образом, свободна от нее. Фантазия, по мнению идеалистов, есть результат саморазвития, она зарождается в человеке как духовная сила, как проявление его энергии, состояния духа.

    Гипотеза случайных находок . Согласно этой гипотезе все открытия были сделаны в результате случайного совпадения нескольких образов восприятия или случайного столкновения человека с некоторым внешним обстоятельством. Практическим выводом из нее следует: чтобы создать новое, оригинальное, нужно пассивно ждать счастливого случая.

    Гипотеза рекомбинации . Главным содержанием этой точки зрения является следующее: воображение направлено на перестановку ощущений, представлений, принципов, правил путем проб и ошибок.

Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры. Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.».

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С.Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

    1. Особенности развития воображения младших школьников

Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия окружающего мира и его игровой деятельностью. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.

Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение о значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность. Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность.

Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения:

    Воссоздающее воображение - создание образа предмета по его описанию

    Творческое воображение - создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом.

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход к всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия. Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр. Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности.

А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). "Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности". В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни. Однако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста. Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на окружающий мир.

Таким образом, воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

1.3 Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности на уроках окружающего мира

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Через творчество у ребенка развивается мышление. Но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка.

В творческой деятельности принимают участие - ум (знания, мышление, воображение), характер,(смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. И.Я. Лернером выделены следующие черты творческой деятельности:

Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; - видение новой функции знакомого объекта;

Умение видеть альтернативу решения;

Умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ;

Умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных.

Очень большое значение в процессе обучения имеет воссоздающее воображение, т.к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьника воображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей младших школьников. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об объектах окружающего мира; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Существуют множество методов для развития воображения. Условно мы разделили применяемые методы на несколько групп:

1.Сочинение сказок и историй.

Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам, как сочинение сказочной истории, тему которой предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.

2.Режиссерская игра-импровизация.

Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом. Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону, сценка или целая драматизация, важным было включение фантазии и воображения. Остальные дети наблюдали за действом, затем происходила смена участников игры. Все заканчивалось обсуждением – рефлексивный момент был важнейшим в ходе каждого урока.

3.Задания на преобразующее воображение.

В заданиях этого типа тренируется способность слияния с объектом, мысленное преобразованию его в новый образ, часто используется механизм агглютинации. Преобразующее воображение – важная стадия развития творческого. Выполняя эти задания, дети учатся видеть общие признаки в предметах, очень далеких по сути, но подобных по некоторым особым внешним проявлениям и уже на этой основе создавать образные (не понятийные) обобщения. Задания на развитие воссоздающего воображения. К ним относятся: словесное рисование, музыкальное рисование (создание словесного портрета героя музыки), рисование своего настроения, образ музыки, дорисовка целого по фрагментам, придумывание окончание рассказа или предложения. Задания развивают способность быстро и легко порождать самые неожиданные образы фантазий и смело соединять их с повседневными событиями. Особенно интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим,) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.

4.Тренировка беглости ассоциаций.

Подобные задания служат развитию ассоциативного мышления и воображения. Учат мыслить и представлять, улучшают скорость и управляемость ассоциативного потока, что является важными составляющими многих видов творчества. К ним относятся: создание ассоциативных цепочек, придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам, понятиям и состояниям.

5.Творческое моделирование. Детей учат при помощи воображения предвидеть последствия и принимать решения. Здесь возможны различные варианты заданий: поиск причины по двум следствиям, придумывание следствий исходя из причины и прочее. Тренируются такие универсальные характеристики воображения, как возможность легко и быстро видеть различные причинно- следственные отношения, точно устанавливать причины событий, а также находить взаимосвязи между несколькими совершенно не связанными, на первый взгляд, событиями, выстраивая собственную логическую цепочку.

6.Задания на актуализацию субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления).

Детям предлагалось рассказать о тех чувствах, эмоциях, которые они испытывают или испытывали, выразить эти чувства в виде образов (рисование, телесные, музыка). Задания формируют умение рефлексировать собственные чувства и переживания при соприкосновении с музыкой, находить образы и метафоры своих состояний, свободно выражать свое мнение, строить эмоциональные обобщения.

7.Задания на формулирование творческих вопросов.

Итак, воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества. Творчество возникает тогда, когда есть удивление и вопрос. Вышеперечисленные задания развивают поисковую активность, учат воспринимать мир без ограничений, воспринимать предметы по новому, улавливать и обозначать нереализованные функции и смыслы. Безусловно, они хороши и доступны при развитии воображения младших школьников.

8. Творческое моделирование

Использование метода творческого моделирования способствует развитию воображения, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения естествознанию.

Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений, все остальные свойства, несущественные в данном случае, отбрасываются. В качестве доказательства правильности гипотезы используется все та же модель. В данном случае она является средством для обоснования точки зрения.

Часто это не под силу одному ученику, поэтому такую работу целесообразно проводить в группах. Внутри группы дети сами организуют свои действия: либо по принципу ролевого распределения, либо по принципу индивидуальных вкладов (“мозговой штурм”). Если ставится задача прояснения какого либо понятия на основе модели, то учитель предлагается детям разбиться внутри группы на две подгруппы, которые отстаивали бы противоположные позиции. Организация групповой работы строится по следующему алгоритму:

    повторение детьми задачи для групповой работы с целью проверки, одинаково ли она понимается всеми участниками группового сотрудничества;

    выяснение способа предстоящей работы;

    выработка единого решения (модели);

    выяснение, кто будет отвечать от группы;

    знаками показать готовность группы;

    осуществить межгрупповое обсуждение результатов.

Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении задания, контролируют работу друг друга. Вместе с тем ответственность за правильность выполнения задания не лежит на ком-то одном, а распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и накоплением опыта действий.

Приведём примеры работы с моделями на уроках окружающего мира:

1. Обучение творческому моделированию можно начать с готовой модели – глобуса. Объяснить детям, что модель – это предмет, уменьшенная копия настоящего объекта природы (если он недоступен для исследования, например, имеет большие размеры). Затем дети описывают объект под руководством учителя, т.е. выделяют его существенные признаки. (Земля имеет форму шара, большая часть планеты занята водой, меньшая – сушей.)

2. На следующем этапе обучения творческому моделированию дети упражняются в сравнении, обобщении объектов одного класса. Учащиеся учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные, по которым несколько объектов можно объединить в одну группу.

3. После того, как ученики смогут выделить общие признаки объекта, (например, части у растений, перья у птиц, чешуя у рыб), учатся изображать его символом или схемой.

Символические рисунки играют роль переходного мостика от конкретно-образного к абстрактному мышлению, а также позволяют сделать процесс моделирования конкретным, наглядным и творческим. Эффективно при этом использование опорных карточек. На каждой отдельной карточке изображается рисунок символ, представляющий один из элементов моделируемого объекта.

Ведущими компонентами воображения младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда, которые зависят от внутренней позиции ребенка, а внутренняя позиция из надситуативной становится внеситуативной.

Развитию творческого воображения способствуют следующие условия:

Включение учащихся в различные виды деятельности

Использование нетрадиционных форм проведения уроков - создание проблемных ситуаций

Применение ролевых игр

Самостоятельное выполнение работы

Использование различных материалов - использование различных типов заданий, в том числе и психологических.

Активизироваться должны такие стороны учебно-познавательной деятельности, как содержательная, организационная, субъектная.

Заключение

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Проведено исследование воображения как творческого процесса. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

Список использованной литературы

    Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2014.

    Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника/ А. А.Люблинская. - М., 2011.

    Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления/ М.К.Мамардашвили - М.: Высшая школа, 2010.

    Общая психология / Под ред. В.И. Петрова. - М., 2006.

    Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания / Е.В. Ольшанская – Начальная школа – 2013, № 5, с. 45-57.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - М., 2009.

    Тихомиров О. К. Психология мышления: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. 3-е изд., / О.К. Тихомиров - М.: Издательский центр «Академия», 2007.



error: Контент защищен !!