Становление психологической культуры школьника. Текст научной работы на тему «Опыт предшкольной подготовки детей на примере программы «Мой мир»»

Ключевые слова

PRESCHOOL TRAINING / PRESCHOOL TRAINING PROGRAMME "MY WORLD" / PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS FOR SCHOOL STUDIES / COGNITIVE PSYCHOLOGICAL PROCESSES / ATTENTION / MEMORY / IMAGINATION / INTELLECTION / ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ "МОЙ МИР" / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Колмогорова Л.С., Балабекян Е.С.

Анализ готовности детей к обучению в школе свидетельствует о наличии проблем в организации предшкольной подготовки . Несмотря на многочисленные исследования, эффективность различных форм подготовки дошкольников не выявлена. На основе анализа опыта педагогов-практиков и существующих программ предшкольной подготовки коллективом авторов (Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова, О. Р. Меремьянина) была разработана концепция предшкольной подготовки , на основе которой создана программа «Мой мир», ориентированная на предшкольную подготовку детей с 5,5 – 6 лет. Исходя из задачи выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоёв населения, возникает проблема выявления эффективности учебно-методического комплекта «Мой мир». С целью разрешения данной проблемы, в 2011 – 2016 гг. было проведено экспериментальное исследование на базе групп предшкольной подготовки школ и ДОУ г. Барнаул и г. Новосибирск. В исследовании использованы теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические методы (тестирование, беседа-опрос, изучение продуктов деятельности). Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что уровень психологической готовности детей к обучению в школе повысился. Это подтверждает эффективность использования программы предшкольной подготовки «Мой мир» при организации деятельности старших дошкольников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Колмогорова Л.С., Балабекян Е.С.

  • Динамика познавательных психических процессов в предшкольной подготовке детей в условиях детского сада и групп кратковременного пребывания в школе

    2014 / Колмогорова Людмила Степановна, Балабекян Елизавета Степановна
  • Актуальные проблемы взаимодействия родителей и педагогов в условиях предшкольного образования

    2018 / Буршит И.Е., Виневская А.В., Кочергина О.А.
  • Интеграция семейного и предшкольного образования ребёнка как первый этап реализации принципа непрерывности в обучении

    2018 / Рослякова Н.И., Кураева Д.А.
  • Проблема готовности детей к обучению в школе

    2017 / Балабекян Е.С.
  • Особенности содержания программ предшкольной подготовки и их роль в обеспечении непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста

    2011 / Баранова Ирина Евгеньевна
  • Обучение грамоте в преемственности дошкольной и начальной ступеней образования

    2017 / Макеева Светлана Григорьевна, Мартынова Елена Николаевна
  • Структурная модель подготовки учителя предшкольного образования

    2013 / Заграй О. И.
  • Формирование профессиональной компетентности педагога предшкольного образования в системе дополнительного образования

  • Условия формирования готовности студентов - будущих педагогов к реализации программ предшкольного образования

    2015 / Вахитова Галия Хамитовна
  • Проектирование индивидуальных планов работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения зрения

    2019 / Афанасьева Раиса Альбертовна, Меньшикова Татьяна Андреевна

PRESCHOOL TRAINING EXPERIENCE OF CHILDREN BY THE EXAMPLE OF “MY WORLD” PROGRAMME

The analysis of children’s preparedness for studying at school indicates the problems in preschool training organization. In spite of numerous investigations the effectiveness of different preschool children training forms is not discovered yet. On the basis of teaching experts’ experience and present preschool training programmes the conception of preschool training was developed by the authors’ group which included L. S. Kolmogorova, L. A. Nikitina, L. I. Shvarko, O. I. Davydova, O. R. Meremyanina. On the basis of this conception the programme “My World” oriented on preschool training of children aged from 5,5 – 6 was developed. Since the aim was to balance the starting opportunities for children from different social levels, it became necessary to check the effectiveness of the educational-methodical complete set “My World”. To solve this problem the experimental investigation was held in 2011 – 2016 on the basis of the groups for pre-school training of Barnaul and Novosibirsk schools and Children’s Educational Institutions. In the investigation theoretical (the analysis of the bibliography) and empirical (the testing, question-and-answer discussion, investigation of the activity) methods were used. The results of the experimental investigation show the increase of the children’s preparedness for school. This confirms the effectiveness of the preschool training programme “My world” during the activity of the elder pre-school children.

Текст научной работы на тему «Опыт предшкольной подготовки детей на примере программы «Мой мир»»

УДК 159.923+ 37.015.3

ОПЫТ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «МОЙ МИР»

Людмила С. Колмогорова " Елизавета С. Балабекян

1 Алтайский государственный педагогический университет, Россия, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 @1 [email protected] @2 elisaveta. 8 [email protected]

Поступила в редакцию 08.09.2016. Принята к печати 26.12.2016.

Ключевые слова: предшкольная подготовка, программа пред-школьной подготовки «Мой мир», психологическая готовность к обучению в школе, познавательные психические процессы, внимание, память, мышление, воображение.

Аннотация: Анализ готовности детей к обучению в школе свидетельствует о наличии проблем в организации предшкольной подготовки. Несмотря на многочисленные исследования, эффективность различных форм подготовки дошкольников не выявлена. На основе анализа опыта педагогов-практиков и существующих программ предшкольной подготовки коллективом авторов (Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова, О. Р. Меремьянина) была разработана концепция предшкольной подготовки, на основе которой создана программа «Мой мир», ориентированная на пред-школьную подготовку детей с 5,5 - 6 лет. Исходя из задачи выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоёв населения, возникает проблема выявления эффективности учебно-методического комплекта «Мой мир». С целью разрешения данной проблемы, в 2011 - 2016 гг. было проведено экспериментальное исследование на базе групп предшкольной подготовки школ и ДОУ г. Барнаул и г. Новосибирск. В исследовании использованы теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические методы (тестирование, беседа-опрос, изучение продуктов деятельности). Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что уровень психологической готовности детей к обучению в школе повысился. Это подтверждает эффективность использования программы предшкольной подготовки «Мой мир» при организации деятельности старших дошкольников.

Для цитирования: Колмогорова Л. С., Балабекян Е. С. Опыт предшкольной подготовки детей на примере программы «Мой мир» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 130 - 136. Б01: 10.21603/20788975-2017-1-130-136.

Анализ уровня подготовки детей к поступлению в школу подтверждает наличие проблем в организации развития, обучения и воспитания будущих первоклассников. Актуальность проблемы улучшения качества дошкольного образования подтверждается принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Введение ФГОС связано с тем, что в настоящее время появилась необходимость стандартизации содержания дошкольного образования для того чтобы, обеспечить всем детям равные стартовые возможности для успешного обучения в школе .

Особенность дошкольного возраста такова, что достижения детей данного возраста определяются не суммой определённых знаний, умений и навыков, а совокупностью качеств личности, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Одной из важных задач модернизации региональных систем дошкольного образования в условиях государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. является повышение доступности дошкольного образования .

Анализ современной практики предшкольной подготовки детей на базе школы, детского сада, центров дополнительного образования обозначил проблемы:

Информационная перегрузка детей в дошкольном образовании;

Дублирование части учебных материалов начальной школы; перенос форм и методов обучения из школы в детский сад;

Ориентация педагога на принципы послушания, повторения, подражания;

Формализм в решении вопроса преемственности школьного и дошкольного образования в предшкольной подготовке (знаниевый компонент при приёме ребёнка в школу: навыки чтения, письма и счёта) и др. .

В этом контексте исследователи всё чаще рассматривают потенциальные возможности разнообразных направлений педагогической науки, различных концепций обучения. В современном мире существует множество исследований по проблеме подготовки детей к школьному обучению, в которых раскрывается понятие готовности к обучению в школе (Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, Я. Л. Коломинский, Н. Г. Салмина и др.); приводятся программы диагностики сформированности возрастных новообразований ребёнка, поступающего в первый класс (Г. Бардиер, Л. А. Венгер, Ю. З. Гильбух, Л. Л. Семаго и др.); предлагаются варианты работы с детьми, недостаточно готовыми к обучению (Г. В. Бурменская, О. А. Ка-рабанова, А. Г. Лидерс и др.). Несмотря на многочисленные исследования проблема готовности ребёнка к обучению в школе не получила своего решения .

На основе анализа опыта педагогов-практиков и существующих программ для старшего дошкольного возраста коллективом авторов (Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова, О. Р. Меремь-янина) была разработана концепция предшкольной подготовки, на основе которой создана программа «Мой мир», ориентированная на предшкольную подготовку детей с 5,5 - 6 лет.

Образовательная программа «Мой мир» используется для реализации предшкольной подготовки в Алтайском крае. Она прошла апробацию в рамках краевого эксперимента в образовательных учреждениях Алтайского края (2005 - 2010 гг.). Результаты признаны положительными .

С 2011 г. в г. Барнаул работает Федеральная экспериментальная площадка по апробации учебно-методического комплекта «Мой мир» (научный руководитель Л. С. Колмогорова).

В программе «Мой мир» реализован подход, учитывающий потребность в подготовке детей к новым условиям жизни, а также ценность всех периодов детства. В ней подготовка ребенка к школе воспринимается как аспект образования, а не как основная цель .

Программа «Мой мир» создана для педагогов (учителей начальной школы, воспитателей подготовительных групп дошкольных учреждений, педагогов учреждений дополнительного образования), осуществляющих пред-школьную подготовку детей, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения . Программа может быть реализована в условиях подготовительных групп детского сада (ДОУ) и групп кратковременного пребывания ребёнка в образовательном учреждении.

«Цель программы - обеспечить преемственность становления базиса личностной культуры ребенка и актуализировать возможности детей, необходимые для их успешного вхождения в новое образовательное пространство» .

Задачи программы «Мой мир»:

1) создать условия для развития ребёнка в соответствии с возрастом;

2) способствовать становлению личностной культуры детей, её базиса ;

3) развивать психику ребенка, основные психические новообразования в соответствии с возрастом;

4) обеспечить хорошую психологическую и социальную адаптацию к новой образовательной среде;

5) формировать познавательную мотивацию и предпосылки учебной деятельности;

6) обеспечить профилактику противоречий в развитии личности и корректировку неблагоприятных линий развития её познавательной и эмоционально-волевой сфер .

Теоретико-методологической основой построения программы является культурно-историческая теория Л. С. Выготского - учение о развитии сложноорганизо-ванных психических процессов ребёнка во время освоения им ценностей культуры, опосредованного взаимодействия и общения его со взрослым. Данная теория продолжала развиваться в трудах его последователей и учеников: Л. А. Венгера, Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой, В. В. Рубцова, Н. Г. Салминой, Л. Ф. Обуховой и др.

явления, понимание себя. В этом плане программа «Мой мир» основывалась на концепции дошкольного воспитания, разработанной Е. В. Бодровой, В. В. Давыдовым, В. А. Петровским, Р. Б. Стеркиной и др.

В основу выбора содержания предшкольной подготовки по программе «Мой мир» легла позиция В. Т. Кудрявцева о культурно-исторической и психической особенности современного типа детства, для которого характерна функция освоения ребёнком уже сложившихся общечеловеческих способностей и порождения новых форм, отсутствующих у взрослых) .

Программа «Мой мир» предполагает развитие детей по следующим направлениям:

Развитие познавательных психических процессов и активности;

Становление личностной культуры ребенка;

Формирование интереса и потребности к совместным занятиям с сверстниками;

Развитие умений управлять своим поведением и преодолевать трудности;

Развитие инициативы, соподчиненности мотивов поведения, самостоятельности;

Развитие адекватной самооценки ребенка;

Формирование коммуникативно-поведенческой рефлексии;

Воспитание культуры чувств и эмоций .

Программа «Мой мир» включает в себя разделы:

1. Я в мире людей - вхождение в новую образовательную среду («Давайте познакомимся», «Все мы разные», «Азбука общения» и др.) .

2. Я в мире прекрасного - формирование представлений о красивом в окружающей действительности, в поступках людей, отношениях между людьми и природой («Красота во мне и вокруг меня», «Я в мире красок», «Азбука прекрасного» и др.) .

3. Я в мире природы - формирование представлений о месте человека в природе, его взаимоотношений с окружающим миром, формирование экологической культуры («Моя живая планета», «Я дружу с природой», «Экологическая азбука» и др.) .

4. Я в мире знаний - вхождение детей в познание как особый вид деятельности, позволяющий открывать новое вокруг себя и в себе («Я познаю мир», Я в мире книг», «Я в мире чисел» и др.) .

5. Развиваем восприятие, внимание, мышление, память, воображение.

6. Готовим пальчики к письму и рисуем.

Первые четыре раздела раскрывают содержание образовательных областей (Человек. Рукотворный мир. Природа. Общество.), а 5 - 6 разделы являются сквозными и реализуются в содержании первых разделов.

Занятия носят комбинированный характер и проводятся, как правило, два-три раза в неделю по четыре занятия в день (каждое - 25 - 30 минут) в зависимости от модели образовательного учреждения, осуществляющего подготовку.

Таким образом, исходя из задачи корректировки стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, возникает проблема выявления результативности учебно-методического комплекта «Мой мир», который включает программу, методические рекомендации для педагогов и рабочие тетради для детей.

Эксперимент проводился в 2011 - 2016 гг. на базе групп подготовки к школе МБОУ «Лицей № 122», МБОУ «Лицей № 121», МБОУ СОШ № 97, МБОУ СОШ № 91, ДОУ Детский сад № 239 г. Барнаул (выборка 1 -181 человек). К экспериментальной выборке относятся дети, которые либо посещают только группу подготовки при школе, либо готовятся к школе в подготовительной группе детского сада. В качестве контрольной группы мы рассматривали детей, посещающих и группы предшкольной подготовки на базе МАОУ «Лицей № 176» г. Новосибирска, МБОУ «Лицей № 122» г. Барнаула и детский сад (выборка 2 - 134 человека).

В ходе экспериментальной работы проверялась гипотеза: осуществление на практике программы предшколь-ной подготовки «Мой мир» позволит обеспечить организацию работы по выравниванию стартовых возможностей будущих школьников и их успешного выхода на новый образовательный уровень, что создаст базу для успешной социальной и психологической адаптации ребёнка к новым условиям жизни.

Экспериментальное исследование было организовано в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента проведена диагностика уровня готовности к школе старших дошкольников, с использованием методик диагностической программы «Готовность к школе» Л. С. Колмогоровой . Методики, из которых состоит программа, позволяют дать качественную характеристику психологической готовности ребенка к школьному обучению, так как не являются тестами.

Диагностическая программа Л. С. Колмогоровой включает следующие методики:

Вводная диагностическая беседа с ребёнком (способность ориентироваться во времени и пространстве, уровень мотивационной готовности к школе и кругозор ребёнка);

Графический диктант (умение ориентироваться на образец, произвольность внимания, сенсомоторная координация, тонкая моторика руки);

Внимание и наблюдательность;

Восприятие и понимание содержания текста (особенности понимания детьми смысла предложенных им рассказов);

Опосредованное запоминание (способность ребенка к использованию средств («пиктограмм») при запоминании, характер устанавливаемых ассоциаций, лаконичность средств, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия);

Осмысленное запоминание (запоминание пар логически связанных между собой слов);

Операции анализа, сравнения и обобщения в вербальной и невербальной формах («Четвёртый лишний»);

Особенности воображения;

Умозаключения по аналогии (умение строить умозаключения по аналогии на невербальной основе (фрагмент теста Равена);

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека .

По каждой методике на основании процентного выполнения заданий нами были определены уровни готовности к обучению в школе.

Высокий уровень - (65 % и > выполненных заданий) -85 баллов и выше.

Ребенок, имеющий высокий уровень готовности к школе, преследует социальный мотив учения, у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Такой дошкольник имеет определенный словарный запас и грамотную обиходную речь. Он владеет навыками опосредованного и осмысленного запоминания, способен понимать обращенную к нему речь, смысл предложенных рассказов; отвечать на вопросы, относящиеся к себе и своей семье; ориентироваться во времени и пространстве.

У будущего первоклассника должны быть сформированы следующие умения:

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу;

Умение планомерно овладевать предметами и явлениями, выделять их разнообразные свойства, находить недостающие детали, выделять лишние предметы;

Умение связано, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило;

Умение четко воспринимать и произносить речевые звуки.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

Дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость);

Концентрация внимания;

Аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;

Логическое запоминание;

Сенсомоторная координация;

Умение воспроизводить образец;

Развитие тонких движений руки.

Средний уровень - (40 % выполненных заданий) -53 - 84 балла.

Низкий уровень - (39 % и < выполненных заданий) -0 - 52 балла.

В итоге проведения диагностической программы были получены следующие результаты: на констатирующем этапе высокий уровень готовности к школьному обучению показали 35 дошкольников, что составляет 11 % всей выборки (выборка - 315 испытуемых), низкий уровень - 95 человек (30 %), средний уровень -185 дошкольников (59 %).

Затем педагогами и психологами экспериментальных групп (ЭГ) предшкольной подготовки был проведён формирующий этап эксперимента по программе «Мой мир». Дети контрольной группы (КГ) не принимали участия в экспериментальном обучении.

После формирующего этапа была проведена контрольная диагностика по программе «Готовность к школе». Проанализировав полученные данные, мы можем сделать вывод, что количество испытуемых с высоким уровнем готовности к обучению в школе увеличилось до 159 человек (50 % всей выборки), средний уровень был выявлен у 145 дошкольников (46 %), низкий -у 11 человек (8 %). Результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования представлены в рис. 1.

Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу исследования, нами были проанализированы показатели экспериментальной и контрольной групп детей отдельно.

Контрольный этап эксперимента позволяет сделать вывод о том, что количество дошкольников ЭГ с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе увеличилось на 53 %. На констатирующем этапе высокий уровень был выявлен у 12 человек (6 %), а на контрольном количество испытуемых с данным уровнем готовности к школе увеличилось до 107 человек (59 %). Количество учащихся со средним уровнем готов-

ности стало меньше на 18 % (констатирующий этап -59 %, 106 испытуемых; контрольный этап - 41 %, 74 человека). Испытуемых с низким уровнем не было выявлено (на констатирующем этапе - 35 %, 63 дошкольника). Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования представлен в рис. 2.

Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень

□ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рис. 1. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования Fig. 1. The comparison of the results of the summative and check stage of the formative assessment

По итогам двух этапов исследования в КГ были получены результаты, представленные на рис. 3.

Количество детей КГ с высоким уровнем увеличилось на 22 % (констатирующий этап - 17 %, 23 дошкольника; контрольный этап - 39 %, 52 человека), со средним уровнем стало меньше на 6 % (констатирующий этап - 59 %, 79 испытуемых; контрольный этап -53 %, 71 человек), с низким уровнем - меньше на 16 % (констатирующий этап - 24 %, 32 дошкольника; контрольный этап - 8 %, 11 испытуемых).

Если сравнить результаты констатирующего этапа эксперимента, то видим, что испытуемых с высоким

уровнем на 11 % больше в контрольной группе, со средним уровнем по 59 % в контрольной и экспериментальной группах. Детей с низким уровнем готовности к обучению в школе на 11 % больше в ЭГ. Результат представлен в рис. 4.

В результате контрольного этапа эксперимента, количество дошкольников ЭГ с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе стало на 20 % больше, испытуемых с низким уровнем на 11 % и средним уровнем на 12 % меньше, чем в КГ контрольного этапа эксперимента.

Рис. 2. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования (ЭГ) Fig. 2. The comparison of the results of the summative and check stage of the formative assessment (Experimental Group)

Рис. 3. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования (КГ) Fig. 3. The comparison of the results of the summative and check stage of the formative assessment (Check Group)

Рис. 4. Сравнение результатов ЭГ и КГ констатирующего этапа экспериментального исследования Fig. 4. The comparison of the results of the EG and CG summative stage of the formative assessment

Рис. 5. Сравнение результатов ЭГ и КГ контрольного этапа эксперимента

Fig. 5. The comparison of the results of the EG and CG check stage of the formative assessment

Сравнительный анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования представлен на рис. 5.

Результаты диагностики готовности детей к обучению в школе свидетельствуют о важности предшкольной подготовки. Предшкольное образование содержит различные направления, способствующие формированию

мотивации и развитию качеств, необходимых в процессе обучения. Для организации и научно-обоснованного содержания дошкольного образования разрабатываются программы предшкольной подготовки, способствующие формированию готовности детей к обучению в школе. На основе анализа программ было выдвинуто предположение о том, что благодаря систематическим занятиям

с использованием комплекта учебно-методических материалов «Мой мир» можно повысить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

Опираясь на анализ полученных данных, мы определили, что по итогам формирующего этапа эксперимента уровень психологической готовности детей к школьному обучению повысился в обеих группах выборки. Следует отметить, что готовность к школе подвергалась определённой динамике, как положительной, так и отрицательной. В большинстве случаев психологическая готовность к школе претерпевала положительную динамику (сильнее представлена в ЭГ). Отрицательная динамика была выявлена у некоторых детей КГ с высоким уровнем готовности.

Готовность ребёнка к обучению в школе обусловливает уровень развития познавательных процессов, так как центральным новообразованием дошкольника является стремительное развитие познавательной сферы. Поэтому, с целью выявления динамики познавательных психических процессов дошкольников (память, внимание, мышление, воображение), нами были проанализированы результаты по некоторым методикам из диагностической программы «Готовность к школе». Динамика познавательных процессов была ярко выражена как в группе кратковременного пребывания в школе, так и в подготовительной группе ДОУ. Это подтверждает эффективность использования средств по развитию познавательных психических процессов программы предшкольной подготовки «Мой мир» при организации деятельности

старших дошкольников. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла подтверждение.

На основе полученных групповых и индивидуальных результатов каждого дошкольника с целью повышения уровня психологической готовности детей к обучению в школе была организована консультационная работа с родителями и педагогами. Для родителей старших дошкольников подготовлены рекомендации по воспитательной и развивающей работе с ребёнком, которые позволяют повысить уровень их психолого-педагогической грамотности.

Необходимо помнить о том, что, если недостатки и упущения в развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста из-за отсутствия или несовершенства дошкольного образования можно исправить, то недостаточный уровень развития ребенка старшего дошкольного возраста влечет за собой серьезные проблемы на этапе школьного обучения. По этой причине наиболее эффективна пропедевтика проблем развития в дошкольном возрасте.

Перспективными направлениями изучения проблемы готовности детей к школьному обучению считаем следующие: выявление возможных причин неготовности ребёнка к обучению в школе; создание оптимальных социально-педагогических и психологических условий, обеспечивающих позитивную динамику познавательных психических процессов в период предшкольной подготовки детей.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.

2. О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. Постановление правительства Российской Федерации № 71 от 29 января 2015 г. Опубликовано: 4 февраля 2015 г. на интернет-портале «Российской Газеты». Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/02/04/doshkolyata-site-dok.html (дата обращения: 04.02.2015).

3. Никитина Л. А., Колмогорова Л. С, Шварко Л. И., Давыдова О. И., Меремьянина О. Р., Горбунова В. Н., Тюме-нева Е. А., Зарубина С. П. Методические материалы предшкольной подготовки детей по программе «Мой мир». Барнаул: БГПУ, 2005. 186 с.

4. Колмогорова Л. С., Никитина Л. А., Шварко Л. И., Давыдова О. И., Меремьянина О. Р. Программа «Мой мир»: Базис личностной культуры детей 5 - 6 лет. Барнаул: БГПУ, 2007. 60 с.

5. Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: сборник научных статей / под ред. Л. С. Колмогоровой. Барнаул: АлтГПА, 2010. 461 с.

6. Майер А. А., Колмогорова Л. С., Никитина Л. А., Шварко Л. И., Давыдова О. И. Вариативные модели пред-школьной подготовки детей на региональном уровне: коллективная монография. Барнаул: АлтГПА, 2012. 234 с.

7. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. С. 48 - 69.

8. Колмогорова Л. С., Меремьянина О. Р. Мой мир. Я в мире людей: рабочая тетрадь № 1. 4-е изд., доп. Барнаул: АлтГПА, 2010. 60 с.

9. Шварко Л. И., Никитина Л. А. Мой мир. Я в мире прекрасного: рабочая тетрадь № 2. Барнаул: БГПУ, 2005. 75 с.

10. Давыдова О. И., Горбунова В. Н., Тюменева Е. А. Мой мир. Я в мире природы: рабочая тетрадь № 3. Барнаул: БГПУ, 2005. 67 с.

11. Никитина Л. А., Демина Е. С. Мой мир. Я в мире знаний: рабочая тетрадь № 4. 3-е изд., доп. Барнаул: БГПУ, 2007. 72 с.

PRESCHOOL TRAINING EXPERIENCE OF CHILDREN BY THE EXAMPLE OF "MY WORLD" PROGRAMME

Ludmila S. Kolmogorova " , Elizaveta S. Balabekyan

1 Altai State Pedagogical University, 55, Molodezhnaja St., Barnaul, Russia, 656031 @1 [email protected] @2 elisaveta. 8 [email protected]

Received 08.09.2016. Accepted 26.12.2016.

Keywords: preschool training, preschool training programme "My World", psychological preparedness for school studies, cognitive psychological processes, attention, memory, imagination, intellection.

Abstract: The analysis of children"s preparedness for studying at school indicates the problems in preschool training organization. In spite of numerous investigations the effectiveness of different preschool children training forms is not discovered yet. On the basis of teaching experts" experience and present preschool training programmes the conception of preschool training was developed by the authors" group which included L. S. Kolmogorova, L. A. Nikitina, L. I. Shvarko, O. I. Davydova, O. R. Meremyanina. On the basis of this conception the programme "My World" oriented on preschool training of children aged from 5,5 - 6 was developed. Since the aim was to balance the starting opportunities for children from different social levels, it became necessary to check the effectiveness of the educational-methodical complete set "My World". To solve this problem the experimental investigation was held in 2011 -2016 on the basis of the groups for pre-school training of Barnaul and Novosibirsk schools and Children"s Educational Institutions. In the investigation theoretical (the analysis of the bibliography) and empirical (the testing, question-and-answer discussion, investigation of the activity) methods were used. The results of the experimental investigation show the increase of the children"s preparedness for school. This confirms the effectiveness of the preschool training programme "My world" during the activity of the elder pre-school children.

For citation: Kolmogorova L. S., Balabekyan E. S. Opyt predshkol"noi podgotovki detei na primere programmy «Moi mir» . Bulletin of Kemerovo State University, 2017; (1): 130 - 136. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-130-136.

1. Federal"nyi gosudarstvennyi obrazovatel"nyi standart doshkol"nogo obrazovaniia . Moscow: Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniia, 2014, 32.

2. Opredostavlenii i raspredelenii v 2015 godu subsidii iz federal"nogo biudzheta biudzhetam sub "ektov Rossiiskoi Federatsii na modernizatsiiu regional"nykh sistem doshkol"nogo obrazovaniia v ramkakh podprogrammy "Razvitie doshkol"nogo, obshchego i dopolnitel"nogo obrazovaniia detei" gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie obrazovaniia" na 2013 -2020 gody . Decree of the Government of the Russian Federation from 29th January 2015. Available at: http://www.rg.ru/2015/02/04/doshkolyata-site-dok.html (accessed 04.02.2015).

3. Nikitina L. A., Kolmogorova L. S, Shvarko L. I. Davydova O. I., Merem"ianina O. R., Gorbunova V. N., Tiumeneva E. A., Zarubina S. P. Metodicheskie materialy predshkol"noi podgotovki detei po programme «Moi mir» . Barnaul: Publ. BSPU, 2005, 186.

4. Kolmogorova L. S., Nikitina L. A., Shvarko L. I., Davydova O. I., Merem"ianina O. R. Programma «Moi mir»: Bazis lichnostnoi kul"tury detei 5- 6 let . Barnaul: BSPU, 2007, 60.

5. Predshkol"naia podgotovka detei: soderzhanie, formy, problemy i puti ikh resheniia: sbornik nauchnykh statei . Ed. Kolmagorova L. S. Barnaul: AltSPA, 2010, 461.

6. Maier A. A., Kolmogorova L. S., Nikitina L. A., Shvarko L. I., Davydova O. I. Variativnye modeli predshkol"noi podgotovki detei na regional"nom urovne . Barnaul: AltSPA, 2012, 234.

7. Kontseptsiia doshkol"nogo vospitaniia . Doshkol"noe vospitanie = Pre-school education, no. 9 (1989): 48 - 69.

8. Kolmogorova L. S., Merem"ianina O. R. Moi mir. Ia v mire liudei: rabochaia tetrad" № 1 . 4th ed. Barnaul: AltSPA, 2010, 60.

9. Shvarko L. I., Nikitina L. A. Moi mir. Ia v mire prekrasnogo: rabochaia tetrad" № 2 . Barnaul: BSPU, 2005, 75.

10. Davydova O. I., Gorbunova V. N., Tiumeneva E. A. Moi mir. Ia v mire prirody: rabochaia tetrad" № 3 . Barnaul: BSPU, 2005, 67.

11. Nikitina L. A., Demina E. S. Moi mir. Ia v mire znanii: rabochaia tetrad" № 4 . 3th ed. Barnaul: BSPU, 2007, 72.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ВОЗРАСТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Л.С. Колмогорова (Барнаул)

Аннотация. В статье рассматриваются понятие и функции общей психологической культуры личности, представлены показатели психологической кулыуры, которые соответствуют возрастным возможностям школьников и могут стать ориентиром для разработки образовательных программ для старшеклассников

Ключевые слова: психологическая культура школьника, функции психологической культуры, показатели психологической культуры выпускника средней общеобразовательной школы

В теории JI.C. Выготского был заложен подход к решению проблемы возрастных возможностей учащихся в учении через рассмотрение сензитивности возрастных периодов. Возрастные возможности - это ресурсы развития личности в каждый конкретный период. Им подчеркивалось, что, упустив повышенные возможности сензи-тивного периода, можно тем самым пропустить наилучшие внутренние условия для развития какого-либо психического новообразования, восполнить которое в более поздние периоды уже практически не удается.

Возникает вопрос: каковы возможности учащихся в освоении ими психологического опыта и как эти возможности используются современной системой образования?

Возрастные возможности усвоения знаний учащимися широкомасштабно изучались психологами в 195080-е гг. в рамках системы развивающего обучения. Учитывая потребности практики, в 90-х гг. психологи стали активно разрабатывать и включать в учебный процесс предметы, связанные с психологией.

Однако комплексных исследований особенностей процесса освоения учащимися психологического опыта и его результативности, при многообразии существующих психологических учебных программ, практически не проводилось. В настоящее время ориентиром образования становится общая культура личности, и в этой связи следует отметить, что генезис психологической культуры в условиях психологического образования в рамках специально организованной педагогической деятельности остается недостаточно исследованным. Также требует операционализации и само понятие «психологическая культура», так как оно, за некоторыми исключениями, не раскрывается и не используется для отслеживания эффективности внедряемых образовательных программ.

В специальной литературе определения общей (непрофессиональной) психологической культуры даются A.A. Бодалевым, Е.А. Климовым, Л.Д. Деминой, О.И. Мотковым, H.H. Обозовым, В.В. Семикиным и др.

Понятие «общая психологическая культура личности» явилось также предметом нашего анализа. Она характеризуется наличием функций, задач, признаков, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности. Именно в таком понимании она должна стать, на наш взгляд, предметом изучения и освоения в школьном возрасте как одна из составляющих базовой культуры личности. Такая постановка проблемы определяется прежде всего функциями психологической культуры личности, которые заключаются в следующем:

1) сохранении и передаче тех достижений в психологических взглядах, теориях, методах, а также в личностном определенном культурном уровне, которые создали бы преемственность поколений и условия для последовательного прогресса человечества (репродук-гивно-трансляционная функция);

2) обеспечении социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей, различающихся по национальным, возрастным, половым и другим признакам, обеспечении эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств (конструктивно-адаптационная функция);

3) обеспечении эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля, самосовершенствования (регулятивно-корректирующая функция);

4) ориентировании, планировании в процессах жизненного самоопределения, сознательного проектирования, «построения» человеком своей жизни, судьбы, разрешении возникающих в жизни противоречий, кризисов (проектировочно-ориентационная функция);

5) гармонизации внутреннего мира человека, создании целостной непротиворечивой Я-концепции, состояния внутреннего благополучия, обеспечении полноценной

Психология развития

духовной и душевной жизни человека, повышении качества жизни (гармонизирующе-синергетическая функция);

6) обеспечении прогресса, обновлении индивидуального и общественного человеческого бытия во всех сферах жизни человека (продуктивно-порождающая функция).

Мы определяем общую психологическую культуру личности следующим образом: это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации, удовлетворенности собственной жизнью. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человеко-знания и собственной жизни.

Можно выделить следующие составляющие, или структурные компоненты, психологической культуры личности, которые стали основой для определения нами параметров диагностики, а также ориентиров образовательной деятельности:

1) когнитивный (психологическая грамотность);

2) психологическая компетентность;

3) ценностно-смысловой;

4) рефлексивно-оценочный;

5) культуротворческий.

Основанием выделения компонентов является специфика содержания и функций каждого из них, отражение генезиса культуры личности, представленность процесса и результата культуроосвоения и культуротворче-ства. При исключении какого-либо компонента отсутствует полнота характеристики культуры личности.

Наше исследование было посвящено теоретическому и экспериментальному исследованию проблемы генезиса психологической культуры учащихся, ее показателей, достигаемых как в условиях стихийного становления, так и при целенаправленной деятельности школы по ее повышению.

Было проведено исследование процесса становления психологической культуры учащихся на основе реализации разработанного коллективом авторов под нашим руководством интегрированного курса «Человекозна-ние» для общеобразовательной средней школы (с 1-го по 11-й классы).

Результаты исследования показали, что у учащихся к концу обучения в начальной школе значительно возрастают коммуникативная компетентность, стремление стать лучше, неэгоистическая направленность желаний, развиваются личностная и поведенческая рефлексии, позитивный характер отношений и самоотношения, в целом происходит «обогащение» Я-концепции.

Результаты диагностики в старших классах показали, что наиболее весомые достижения в ходе экспериментального обучения касаются психологической грамотности, коммуникативной компетентности, самооценки, гармонизации системы ценностей и потребности в самореализации.

На основе анализа психологической литературы и результатов опытно-экспериментальной работы в школе нами разработаны показатели, свидетельствующие об оптимальном уровне психологической культуры выпускников школы как результате образовательной деятельности на основе учета сензитивности периода. Они могут быть достигнуты в результате систематического психологического образования, а также характеризовать возрастные возможности старшеклассников в плане освоения ими психологической культуры и, соответственно, являться целевыми ориентирами образования в средней школе:

1) осознание различий научной, паранаучной и житейской (обыденной) психологии, специфики психологического познания, его средств и методов, роли психологии в жизни человека и общества, отличий психологии от смежных областей знаний о человеке;

2) освоение эмпирических и теоретических понятий, представлений из различных отраслей психологии, имеющих наибольшее значение для дальнейшей личной и общественной жизни, профессиональной деятельности;

3) познание себя, своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей, необходимых и достаточных для выбора профессии, самосовершенствования, самореализации, построения эффективных и удовлетворяющих личность межличностных отношений;

4) понимание необходимости учитывать внутренние состояния, переживания, индивидуальные особенности в общении, взаимоотношениях, поведении, освоение психологической позиции в различных ситуациях;

5) освоение «номенклатуры» средств и способов познавательной деятельности (перцептивной, мнемичес-кой, интеллектуальной, имажитивной), общения, анализа различных ситуаций, самоорганизации, саморегуляции, владение семиотической составляющей общения, познания и поведения;

6) готовность к самообразовательной деятельности, в том числе в области человекознания, самоопределению, самосовершенствованию, самопроектированию, а также реальный опыт самоосуществления в этих направлениях;

7) освоение базисных коммуникативных умений (около 50), среди которых: умение вступать в контакт, умение слушать другого, умение обратиться с просьбой, умение оказать и принять сочувствие, поддержку, умение сказать «нет» адекватно ситуации, умение оказывать и принимать знаки внимания, умение реагировать на справедливую и несправедливую критику, умение понимать состояние другого человека, умение анализировать мотивы поведения другого человека и свои собственные, умения обращаться с просьбой, благодарить, прощаться, извиняться;

Сибирский психологический журнал

8) преобладание позиции «на равных» в общении, готовность к сотрудничеству, совместной деятельности;

9) свободное самовыражение, самопредъявление, отсутствие скованности и закомплексованности (умение выражать свои чувства и мысли);

10) выработка идеалов, убеждений, ценностных ориентации, стремлений, принципов, в основе которых лежат гуманистические общечеловеческие ценности;

11) интерес к внутреннему миру человека и своему собственному, бережное и щадящее отношение к индивидуальности и уникальности каждого человека;

12) сформированность базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую «форму», самочувствие, развивать нравственные качества, самосовершенствоваться в намеченной области (областях), заниматься самообразованием, жить по законам Истины, Красоты и Добра, быть полезным членом общества, выстраивать свою жизненную перспективу, стремиться к жизнетворчеству;

13) принятие ответственности за свои действия, свой выбор, вера в свои силы и возможность контролировать события собственной жизни, преобладание внутренней локализации контроля;

14) самоидентификация согласно полу и возрасту, во времени и пространстве социума и культуры;

15) сформированность познавательных, профессиональных интересов и готовность к выбору профессии на основе учета необходимых объективных и субъективных условий;

16) благополучная, близкая к адекватной самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение;

17) развитая рефлексия, активное и оправданное обращение к ретроспективной и перспективной, коммуникативной познавательной и личностной рефлексии. Анализ и сравнение своего поведения, поступков, действий с социально принятыми нормативами, ожиданиями других людей, дифференциация «Я-реальное», «Я-зеркальное», «Я-идеальное»;

18) удовлетворенность своей жизнью, самореализацией, полноценное проживание настоящего, следуя принципу «здесь и теперь», ощущение осмысленности и наполненности собственной жизни, состояние внутренней непротиворечивости между возможным и желаемым, отсутствие фрустрации в отношении жизненных перспектив, построение их в соответствии со своими возможностями;

19) творческий подход к делам, отношениям, пониманию человека с проявлением гибкости, самостоятельности, критичности в отношении противоречивой информации, воздействий;

20) развитие собственного видения и способа решения проблем, не копируя слепо чужой опыт, поиск новых форм и способов поведения, общения.

Следует отметить, что эти показатели могут быть лишь частично достигнуты в школах, не включающих в практически ориентированные курсы человекознания (в том числе психологии) систематическое изучение человека и себя в частности.

AGE POSSIBILITIES OF THE FORMATION OF PUPILS" PSYCHOLOGICAL CULTURE L.S Kolmogorova (Barnaul)

Summary. The article considers the concept and the functions of the general psychological culture of personality, produces the indices of the psychological culture which correspond to the age possibilities of the pupils and can be the orientation for the working out of the educational curricula for the senior pupils.

Key words: pupil"s psychological culture, the functions of the psychological culture, the indices of the psychological, culture of the pupil leaving a school providing general educaton.


Предшкольная подготовка детей : содержание, формы, проблемы и пути их решения [Текст] : материалы всерос. науч.-практ. конф., 24-26 окт. 2007 г. - Барнаул: БГПУ, 2007. - 368 с. : табл. - В надзаг.: Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Барнаул. гос. пед. ун-т". - Библиогр. в конце ст. - Из содерж.: Психическое развитие и психическое здоровье ребенка в условиях предшкольной подготовки; Проблема предшкольной подготовки детей в современных социально-педагогических условиях; Восприятие личности педагога предшколы в структуре социума; Организация подготовки детей 5-6 лет к школьному обучению в условиях общеобразовательной школы по программе "Мой мир" : (по материалам работы гор. эксперим. площадки) ; Предшкольное образование: "за" и "против" ; Проблемы предшкольного образования на современном этапе; Проблема предшкольной подготовки детей в современных условиях; На кого ориентированно предшкольное образование? ; Предшкольная подготовка к овладению письмом; Организация исследовательской деятельности дошкольников в предшкольной подготовке; Реализация идеи непрерывности в предшкольном и начальном образовании; Социально-педагогические предпосылки преемственности в системе предшкольного образования; Предшкольное образование как элемент системы непрерывного образования; Детская инициативность как проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием; Психологическое сопровождение предшкольного образования; Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях ПМС - Центра; Психологическая помощь дошкольникам с нарушением речи; Возможности диагностики уровня развития эмоционального интеллекта предшкольников; Организация развивающего пространства в предшколе; Современные подходы к планированию и организации предметно-развивающего пространства в группах кратковременного пребывания детей; Основы формирования основ экологических знаний в предшкольной подготовке детей; Особенности организации литературного развития детей в предшкольный период; Исследуем богатства родного языка. Исследовательский подход как фактор развития словаря дошкольника в условиях предшкольной подготовки; Формирование эстетического мировидения ребенка в предшкольный период; Полихудожественная деятельность в дошкольном возрасте; Формирование музыкальной культуры как одной из важных составляющих личностной культуры ребенка-дошкольника; Работа с картиной в культурном развитии детей; Развитие дошкольников на физкультурно-познавательных занятиях; Специфика проявления субъектности ребенка 6-7 лет при различных типах взаимодействия родителей с детьми; Формирование образа школы у детей предшкольного возраста; Совершенствование профессиональной подготовки студентов к реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования; Инновационные подходы подготовки специалистов к реализации задач художественного развития детей в системе предшкольного образования; Подготовка специалиста к организации учебно-игровой деятельности в предшкольном образовании; Особенности методико-математической подготовки студентов ФНК к работе в предшколе; Организация научно-методической работы на дошкольном отделении во Владимирском педагогическом колледже; Формирование творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студента дошкольного отделения; Особенности организации работы ДОУ в рамках предшкольной подготовки детей; Влияние предшкольного образования на адаптацию детей в 1 классе; Развитие речи детей в условиях предшкольного образования; Развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности; Формирование социальной роли "родитель ученика" ; Развивающее образовательное пространство в предшкольной подготовке детей; Организация предшкольной подготовки в школах города Барнаула по программе "Мой мир" ; Результативность программы "Мой мир" по материалам диагностики; Возможности программы "Мой мир" в развитии творчества детей через игровую деятельность; Эмоциональный эффект предшкольной подготовки детей 5,5-7 лет по программе "Мой мир" : (по результатам анкетирования родителей) ; Формирование положительного отношения и образа школы у детей в процессе предшкольной подготовки; Использование элементов ТРИЗ и нетрадиционных техник рисования на занятиях с неорганизованными детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе. - ISBN 978-5-88210-392-6: 95.00 р.
ГРНТИ
УДК
ББК 74.102(2Рос) + 74е(2Рос)л0

Экземпляры всего: 1
окх (1)
Свободны: окх (1)

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

Л.С. КОЛМОГОРОВА

Анализируя состояние и проблемы современной школы, ученые еще в конце 80-х гг. констатировали, что из социального института, ориентированного на повышение культуры в обществе, школа превратилась в рядового потребителя культурной продукции. В начале 90-х гг. психологи отмечали отрыв современного образования от культуры в целом: "В школьных предметах преобладает логическая компонента, она явно преобладает в ущерб историкокультурной и социокультурной составляющей знаний... В результате образование утратило культурный, нравственный, личностный, а вместе со всем этим и предметносодержательный и предметнодеятельностный контекст и смысл. Это означает, что произошел разрыв образования и культуры, образования и жизни и даже образования и науки " .

Особенно это высказывание относится, на наш взгляд, к таким областям гуманитарной культуры, как духовнонравственная, психологическая, валеологическая.

Возвращению современной школе ее культуросозидающей роли посвящены работы А.Г. Асмолова, О.С. Газмана, В.П. Зинченко, А.В. Петровского и В.А. Петровского

и других. Определены составляющие понятия "базовая культура личности " как ориентира современного образования . С позиций культурологического подхода (В.С. Библер и другие) разрабатываются конкретные учебные курсы.

Вместе с тем реальное воплощение идей культурологического подхода в образовании предполагает переосмысление, наполнение конкретным содержанием, детальную проработку всех компонентов педагогического процесса: от целевых ориентиров и отбора содержания образования до отслеживания результативности образовательного процесса.

На необходимость повышения психологической культуры учащихся и выделения ее как целевого ориентира общего среднего образования указывают многие педагоги и психологи.

В настоящее время разработаны и внедряются программы, курсы для средней школы, подготовлены учебные пособия, связанные с различными областями человекознания.

Разработаны концептуальные основы, программа психологии как учебного предмета, новые методы его преподавания .

Учитывая существующее положение в системе общего среднего образования (отсутствие в госстандарте образовательной области, связанной с человекознанием, программ, обеспечивающих преемственность содержания образования в этой области от возраста к возрасту), мы пошли по пути разработки и внедрения с 1994 г. в школе № 53, а позже еще в ряде школ Барнаула экспериментального интегрированного курса "Человекознание " с I по XI классы.

В разработке программы мы исходили из представления о том, что современное образование призвано обеспечивать развитие личности, способной к самоопределению в социуме и культуре, к многоаспектной творческой деятельности, т.е. становление ее базисной культуры.

Основными чертами нашего курса являются:

1. Интеграция знаний о человеке (в основном, психологических, валеологических, этических). Выделение этих аспектов человекознания в качестве приоритетных связано, вопервых, с тем, что они крайне недостаточно представлены в содержании современного образования. Вовторых, психология в школе должна быть самым непосредственным образом связана с этикой, а знания о человеке усвоены на основе нравственности, так как сами по себе психологические знания не всегда служат добру и гармонии. Осознание необходимости усиления доминанты здоровья и здорового образа жизни, в частности, в педагогическом процессе, привело к мысли о включении медиковалеологического аспекта как одного из важнейших. Кроме того, в курсе фрагментарно представлены психотерапевтический, логический, эстетический, правовой, философский и педагогический аспекты, также осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, физкультурой, биологией и т.д. Интегрированный характер курса обусловлен необходимостью создания целостного понятия и образа человека, особенно на начальном и конечном этапах школьного образования.

2. Приоритет практического аспекта образования над теоретическим: эмпирическим путем ведется поиск оптимального соотношения теоретического и практического компонентов подготовки учащихся. Основная цель курса подготовка к решению проблем собственной жизни как в настоящем, так и в обозримом будущем. Исходным аспектом изучения проблем человека является онтологический: событийность, анализ бытия создают основу для последующего гносеологического аспекта анализа, построения программ, путей изменения бытия.

3. Педагогический процесс, построенный с позиций личностноориентированной педагогики и психологии, предполагает учет потребностей и запросов учащихся, отсутствие жесткого регламента при изучении тем курса, использование разнообразных форм и методов работы с детьми, основанных на учете и обогащении личного опыта ребенка, создании зон ближайшего развития.

4. Непрерывность и системность в изучении материала с постепенным наращиванием уровня сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся, включение сквозных тем курса.

5. Психология, этика, валеология основные аспекты предмета "Человекознание " рассматриваются в контексте культуры. Это значит, что приобщение детей к культуре должно иметь национальные корни при сравнительном изучении других культур в пространстве и времени. С этой целью анализируется и используется то достояние, которое остается актуальным для современного подрастающего поколения.

6. Образовательная программа нацелена на повышение, в основном, психологической, валеологической, нравственной культуры учащихся. В ней заложено обращение к бытию человека в пространстве культуры, именно категорией культуры опосредствовано взаимодействие, общение педагога с детьми.

1. Сущность и природа человека.

2. Самопознание, саморегуляция, самосовершенствование.

3. Психические процессы (культура познания, эмоций и чувств).

4. Общение и взаимоотношения. Коммуникативная культура.

5. Поведение в различных ситуациях (обычных, экстремальных и т.д.). Культура поведения.

6. Нравственные основы жизни человека.

7. Культура самоопределения. Смысл жизни и выбор жизненного пути.

8. Мир семьи. Культура семейных отношений.

9. Здоровье и здоровый образ жизни. Гигиена и элементы сексологии.

10. Таинственные и загадочные явления психики.

При разработке концептуальных основ курса возникла необходимость более детальной теоретической проработки содержания понятия "культура личности ", ее аспектов. В этой статье речь пойдет об одном из аспектов базисной культуры личности психологической. Для того, чтобы создавать полноценные условия для ее становления, необходимо изучить этот феномен во всех составляющих, определить возрастные особенности и этапы ее становления.

Остается проблемой определение понятия "психологическая культура " личности, выделение ее параметров, уровней. Отметим, что термин "психологическая культура " не попал ни в один из отечественных психологических словарей. В справочной литературе представлены определения отдельных ее составляющих (коммуникативной культуры, культуры поведения, культуры мышления). В специальной литературе встречаются определения как общей, так и профессиональной психологической культуры. Характеристику общей психологической культуры дает О.И. Мотков: "Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурнопсихологических стремлений и соответствующих умений... Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность " .

Н.Н. Обозов в понятие "психологическая культура " включает три компонента: 1) понимание и знание себя и других людей, 2) адекватная самооценка и оценка других людей, 3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.

Отметим, что перечисленные характеристики психологической культуры описывают, на наш взгляд, не все ее составляющие (например, не включены такие ее компоненты как образы, представления, символы, отношения и т.д.).

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т. д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т. д.), особенностями решаемых задач.

В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется

наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности. Именно в таком понимании она должна стать предметом изучения и освоения.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности. Это соответствует исходному пониманию термина "культура " ("пайдейя "), принятому еще в Древней Греции. Причем индивидуальная психологическая культура не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет, она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социальностратовой культуры, "вычерпывая " ее достояние в пространстве и времени. "Культура это мировая кладовая прошлого всех народов, и того именно прошлого, которое входит в будущее и не забывается... Так что культура это дело связи народов и каждого народа в отдельности с самим собой " . К сожалению, на наш взгляд, в последнее время наблюдается разрыв временной межпоколенной связи в гуманитарной культуре, в том числе нравственной, психологической, причины которого и основные линии еще предстоит изучить. Остается также проблемой: кто должен решать, что взять в будущее молодому поколению, то, что считают нужным их воспитатели, учителя, или то, что они выберут сами? Как, доверив школьникам самим сделать выбор (ведь это основа гуманизации), обеспечить эту "связь народа с самим собой "?

Основываясь на определениях культуры, принятых современной отечественной культурологией , , , и данных психологами , мы рассматриваем понятие "базисная психологическая культура " как системное многокомпонентное образование. Оно может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов: гносеологического, процессуальнодеятельностного, субъективноличностного.

Рассмотрим содержание каждого аспекта более детально.

В гносеологическом аспекте мы следуем выделенным в философии, культурологии компонентам культуры: нормы, знания, значения, ценности, символы.

Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д. В то же время с усвоением норм связано такое наследие психологической культуры, как предрассудки, стереотипы психологии людей, проявляющиеся в сознании, подсознании, поведении.

Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как научными, так и житейскими, обыденными; как практическими, так и теоретическими.

Значения культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д.

Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека.

Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале: желаемом и нормативном.

Таким образом, одной из центральных проблем содержания психологического образования школьников, входящего в предмет "Человекознание ", является определение того, что, когда, в каком объеме и на каком уровне сложности представить для освоения в различные возрастные периоды из огромного багажа, накопленного психологией за время ее существования, а также психологического опыта, накопленного мировой практикой и представленного в художественной литературе, фольклоре.

Процессуальнодеятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать ученику,

и организацией деятельности по ее освоению. Нами определен (пока ориентировочно) перечень типовых задач, приемов и способов деятельности, которые должны быть сформированы на каждом возрастном этапе в курсе "Человекознание ".

Процессуальнодеятельностный аспект анализа предполагает решение вопроса о содержании той активности, которая лежит в основе освоения культуры. Введение ребенка в мир психологической, как и любой другой, культуры возможно двумя путями: через репродукцию известного человечеству опыта и через творчество, "открытие " истин, постижение психических явлений, законов, освоение действий в личном опыте, через "инсайты ", в специально организованных и приближенных к реальной жизни ситуациях. Используя в работе оба пути, мы отдаем приоритет второму.

Мы организуем процесс усвоения фундаментальных знаний о человеке на основе достижений деятельностной теории учения. С этой целью нами выделен круг понятий, которые должны освоить учащиеся; широко используется решение задач, анализ текстов, элементы эксперимента, наблюдения, самонаблюдение и т.д.

Вместе с тем деятельность по присвоению культуры имеет черты воспитательного процесса, который организуется в рамках различных видов деятельности (в педагогическом процессе это домашние задания и поручения, совместная деятельность детей с привлечением членов семьи, праздники, тренинги, игры и т.д.), стержнем и организующим началом которых являются занятия по человекознанию.

Осуществляя проблемный подход к введению учащихся в мир психологической культуры, организуется постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, обеспечивающие их творческую активность, используется метод творческого самовыражения. Учащимся даются творческие индивидуальные задания и поручения.

Несмотря на принципиальные различия в организации и содержании этапов этих двух путей, в их исходном и конечном пунктах они обязательно предполагают рефлексию по поводу выполненной деятельности, достигнутых успехов, трудностей, отношений, себя как субъекта деятельности.

Мы понимаем, что присвоение психологической культуры далеко не всегда организованный и регламентируемый процесс. Ее носителями и "передатчиками " являются семья, художественные произведения, значимые личности, массовая культура и т. д. Вместе с тем мы считаем, что необходима система целенаправленной работы школы по повышению психологической культуры всех участников педагогического процесса. Не останавливаясь подробно на описании процесса работы с детьми, отметим только, что он существенно отличается от используемых в обучении форм и методов, так как выполняет, помимо познавательной, еще ряд функций (ценностносмысловую, конструктивную, психотерапевтическую).

В субъективноличностном аспекте анализа те компоненты, которые объективно представлены в культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом отношений. Психологическая культура личности это, прежде всего, реально существующий феномен, охватывающий все сферы психики (аффективнопотребностную, познавательную) и деятельности. Так, О.С. Газман определяет культуру личности как "гармонию культуры знаний, культуры творческого взаимодействия и культуры чувств и общения... Культура это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социально устойчивую, продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный эмоциональный комфорт " . В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Многочисленные исследования психологов посвящены изучению процесса становления отдельных компонентов культуры личности, однако, зачастую, вне связи с особенностями педагогического процесса и, в целом, процесса гуманитаризации образования.

Следует отметить, что становление указанных составляющих культуры личности является эффектом всей системы воздействий, и чрезвычайно сложно определить, какое влияние окажет введение такого компонента образования, как "Человекознание ".

Вместе с тем мы исходим из предположения о том, что в основе многих видов неблагополучия детей, как правило, лежит низкий уровень их гуманитарной, в том числе психологической, культуры. Полагаем, что систематическая работа по разработанным нами школьным программам приведет к повышению ее уровня. В этой связи, с разработкой и введением специальных курсов, необходима проработка, конкретное наполнение содержанием таких понятий, как условия, параметры, критерии, уровни, этапы становления базисной психологической культуры личности.

Несмотря на широкое использование понятий "коммуникативная культура ", "культура поведения ", "культура мышления ", анализ определений показывает, что в их понимании нет единства, далеко не всегда эти и подобные им понятия раскрываются достаточно полно.

Мы исходим из понимания культуры как: а) системы специфически человеческих видов деятельности, б) совокупности духовных ценностей, в) процесса самореализации творческой сущности человека.

Это определило выделение нами следующих составляющих психологической культуры личности, которые могут быть основой для выделения параметров диагностики, а также ориентиров, определяющих цели, задачи, содержание и эффективность образовательной деятельности: 1) психологическая грамотность, 2) психологическая компетентность, 3) ценностносмысловой компонент, 4) рефлексия, 5) культуротворчество.

Психологическая грамотность представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормами в сфере общения, поведения и т.д.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания.

В целом наше представление согласуется с характеристикой психологической грамотности как минимального необходимого уровня развития психологической культуры, данной Е.А. Климовым .

В определении психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М.А. Холодной: "Компетентность это особый тип организации предметноспецифических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности " .

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность и т.д.

Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задача развития компетентности не просто больше и лучше знать о человеке, но и включать эти знания в жизненную практику.

Ценностносмысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы (норматива) предполагает выбор и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностносмысловому компоненту культуры человека. По степени действенности ценности можно разделить на ценностные отношения и ценностные ориентации.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей

деятельности по присвоению психологической культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Сознательное отношение личности к своей жизни, к себе в настоящем, прошлом и будущем является одним из показателей психологической культуры личности.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Творческое начало присуще культуроосвоению уже в дошкольном возрасте. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.

На наш взгляд, выделенные составляющие психологической культуры личности универсальны и могут быть отнесены к нравственной, валеологической, экологической и другим компонентам общей культуры.

Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга. Так, мы не противопоставляем, а лишь условно разделяем процесс культуроосвоения и культуротворчества. Взаимосвязи могут проявиться практически между всеми компонентами: организация личностной рефлексии позволяет достичь преобразований в ценностносмысловой сфере, которая может повлиять на повышение грамотности и компетентности.

Конкретные для каждого возраста характеристики психологической культуры были положены в основу построения экспериментальной программы интегрированного курса "Человекознание ", ее целевых ориентиров, а также системы диагностики процесса становления базисной психологической культуры личности.

В начальном звене были поставлены следующие задачи: 1) обеспечить успешную адаптацию ребенка к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому, поддерживать и развивать познавательную активность, снимать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные со школой; 2) дать представление о внутреннем мире человека (его духовнонравственной, эмоциональноволевой и познавательной сферах), о своем месте в окружающем мире (природе, социуме, времени); 3) привести к осознанию и усвоению (соответственно возрасту) элементарных знаний и понятий о своем организме, психике, здоровье, нравственности; 4) учить выделению, анализу и оценке нравственнопсихологического и валеологического аспектов действительности, поведения, отношений с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; 5) формировать приемы и способы познавательной, учебной, коммуникативной, игровой, гигиенической и других видов деятельности, устойчивых форм поведения в соответствии с усвоенными образцами и эталонами, индивидуальными особенностями учащихся; 6) готовить учащихся к выполнению широкого спектра социальных ролей; 7) активизировать ценностносмысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентаций; 8) на основе самопознания, самоотношения, самооценки перейти к элементам самоуправления, самоорганизации, саморазвития личности; 9) развивать творческие способности, способствовать творческому самовыражению.

В заключение приведем разработанные на основе нашего представления о психологической культуре личности и используемые в нашем исследовании (констатирующем и контрольном срезах) параметры диагностики ее составляющих для младшего школьного возраста:

1. Психологическая грамотность.

1.1. Общие представления о психике человека.

1.2. Знания норм и правил общения, поведения, отношений.

1.3. Знания об общечеловеческих ценностях и идеалах.

1.4. Знание требований, ожиданий, предъявляемых к исполнению основных социальных ролей.

1.5. Психологическая наблюдательность, понимание внутренних состояний человека.

1.6. Умение дать элементарный психологический анализ поведения человека в той или иной ситуации.

1.7. Знание символов, метафор.

1.8. Представление о чертах характера.

2. Психологическая компетентность.

2.1. Адекватность поведения в обычных ситуациях принятым нормативам (умения благодарить, извиняться, просить).

2.2. Умение согласовать свою позицию, точку зрения с другим человеком, договариваться.

2.3. Умение слушать других, вхождение в контакт с другими людьми.

2.4. Освоение и адекватное применение основных приемов и способов запоминания, повторения, анализа, сравнения, обобщения, классификации, создание образов фантазии.

2.5. Освоение и адекватное использование элементарных приемов и способов познания другого человека, психологического анализа ситуации.

2.6. Умение действовать в ситуации выбора, осуществление нравственного выбора в конфликтной ситуации.

2.7. Умение контролировать себя и свои действия.

2.8. Умение проявлять и принимать сочувствие, сопереживание.

2.9. Умение адекватно вести себя в ситуации успеха и неуспеха.

2.10. Умение планировать и организовывать свою жизнедеятельность.

3. Ценностносмысловой компонент.

3.1. Интерес к внутреннему миру человека, его особенностям, личностная значимость полученных знаний.

3.2. Ценностное отношение к себе (самоценность), стремление понять и принять себя.

3.3. Стремление регулировать поведение и отношения в соответствии с гуманистическими и общечеловеческими ценностями.

3.4. Стремление к самосовершенствованию.

3.5. Вера в человека, в себя и в свои возможности.

3.6. Стремление к жизнетворчеству.

3.7. Отношение к родителям, друзьям, близким, сверстникам.

4. Рефлексия.

4.1. Осознание "прироста " знаний о человеке.

4.2. Осознание "прироста " знаний о себе.

4.3. Самооценка поведения.

4.4. Самооценка личностных качеств.

4.5. Представление о себе во временной перспективе.

4.6. Осознание себя как носителя социальных ролей.

5. Культуротворчество.

5.1. Проявление творческого самовыражения в области человекознания.

5.2. Элементы саморегуляции, самопрограммирования, самокорректировки, самоорганизации.

5.3. Инсайты в области человекознания (идеи, мысли, образы).

5.4. Нахождение нового решения, выхода из реальной проблемной ситуации.

На основе выделенных параметров нами разработан и апробирован диагностический комплекс, позволяющий получить данные о динамике психологической культуры учащихся. Изложение и обсуждение полученных результатов составит содержание отдельной публикации.

1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманноличностной педагогики. М., 1996.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1992.

4. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989.

5. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

6. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Р.наД., 1997.

7. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Учебнометод. пособие для учителя. М., 1994.

8. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки Российской психологии. М.: Тривола, 1994.

9. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Издво МГУ, 1988.

10. Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А. Играя и общаясь, познаем мир и себя. Человековедение: 1 класс: Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1996.

11. Колмогорова Л.С., Борисова Т.С., Григорьевская Н.Н. Мой мир во мне и вокруг меня. Человековедение: 2 класс: Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1997.

12. Колмогорова Л.С., Гуляева Е.К. От самопознания к самоорганизации и саморазвитию. Человековедение: 3 класс: Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1997.

13. Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов Н.О. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

14. Мещеряков Б.Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании // Человек. 1996. № 6.

15. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М., 1994.

16. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М., 1993.

17. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. Л., 1986.

18. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психол. фтов. М.: Логос, 1995.

19. Пришвин М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1980.

20. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. Т. 3. М., 1981.

21. Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов систематического синергетизма. Казань. 1993.

22. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997.

23. Школа 1988. Проблемы. Противоречия. Перспективы. М., 1988.

24. Щуркова Н.Е. "Философия жизни " в школе: Метод. материалы к учебному курсу человековедения. М., 1994.

Поступила в редакцию 30.IX 1997 г.

источник неизвестен

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Практ. пособие для шк. психологов.
Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 360 с.: ил. - (Б-ка школьного психолога).
Что такое психологическая культура личности? Как можно определить ее особенности в различные возрастные периоды? На эти и другие вопросы отвечает практическое пособие.
В книге представлены как программы диагностики психологической культуры учащихся с 1-го по 11-й классы, так и результаты исследований возрастных особенностей и возможностей ее становления.
Материалы книги могут быть использованы в работе школьного психолога как в рамках диагностической деятельности, так и в психологическом образовании школьников, т.е. при ведении учебных курсов, кружков, факультативов.
Книга адресована практическим психологам, работающим со школьниками и, прежде всего, школьным психологам, а также студентам, аспирантам.

В первой главе дается представление о составляющих психологической культуры человека, положенное в основу психодиагностики.
Во второй и третьей главах книги описаны программы диагностики психологической культуры младших школьников, подростков, старшеклассни-ков, которые могут быть включены в план деятельности школьного психолога и (или) использоваться при отслеживании эффективности внедряемых программ, мониторинге психологической культуры учащихся. Можно проводить диагностику выборочно по отдельным параметрам, методикам в отдельные годы обучения в соответствии с поставленными перед практическим психологом задачами. Часть методик могут проводить учителя совместно или под руководством психолога (например, для выявления психологической грамотности). Использование некоторых тестов требует более глубокой специальной подготовки, поэтому их проведение и интерпретация результатов должна осуществляться психологом.
Завершается каждая из глав комментариями из опыта работы и представлением некоторых результатов психологического обследования учащихся, вариантов интерпретации, сравнения и обобщения полученных данных. Подбор диагностических процедур и методик в каждом возрастном периоде, интерпретация результатов основаны на представлениях психологов о параметрах и показателях психологической культуры учащихся, возможностях ее становления. Поэтому каждая из этих глав включает описание возрастных возможностей и особенностей школьников и показателей их психологической культуры. Материалы этого исследовательского раздела могут помочь школьному психологу при обработке, интерпретации и описании собственных результатов обследования учащихся, представляемых им в документации на аттестацию, а также при подготовке различного рода выступлений (от педсовета до научно-практической конференции).



error: Контент защищен !!