Современный урок в свете требований фгос второго поколения. Тип урока по фгос

Особенности построения образовательного процесса в МОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Цель : СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭТО - СТАНДАРТ поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать»
Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?..
Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни».
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2. Индивидуализация дошкольного образования
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником и активным субъектом образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество Организации с семьёй.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, Общества и государства.
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития детей (возрастная адекватность)
9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
1.Социально – коммуникативное развитие
2.Познавательное развитие
3.Речевое развитие
4.Художественно – эстетическое развитие
5.Физическое развитие.
КАЖДАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗРАБОТАНА ПО СЛЕДУЮЩЕМУ АЛГОРИТМУ:
Федеральные задачи;
Программные задачи;
Формы работы с детьми по реализации образовательной области:
непосредственная образовательная деятельность; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность.
Примерные виды интеграции;
Программно-методическое обеспечение;
Предметно-развивающая среда.
ТРИ ОСНОВНЫ ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
-УЧЕБНЫЙ - обучение - ведущий образовательный процесс дошкольников (в буквальном смысле слова «ведущий» за собой воспитание и развитие); специально организованные занятия - основная форма процесса обучения. Использование форм учебной деятельности (занятие – основная форма): - достаточно жесткая регламентированность, - превалирование активности и инициативности взрослого, - открытая постановка цели обучения, - отсутствие необходимой мотивации, - вопросно-ответное «общение», прямое воздействие на ребенка.
-ПРЕДМЕТНО – СРЕДОВОЙ
Главной составляющей предметно-средовой модели является дидактический материал действие, с которым автоматически развивает ребенка. Взрослому отводится роль второстепенная, опосредованная созданием указанного дидактического материала.
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.
Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Вывод: особенности этих моделей–прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
-КОМПЛЕСНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ
В основе идея комплексного подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
ТРИ МОДЕЛИ ОРГАНИАЦИИ ОБРАОВАТЕЛЬНОО ПРОЦЕССА В ДО
Учебная МОДЕЛЬ
Принцип – раздельных учебных методик.
Позиция взрослого – учительская.
Образовательная среда – методики.
Предметная среда – «учебные пособия».
Образовательный процесс – школьно-урочная форма.
«+» – разработано много конспектов.
«+» – технологична для воспитателя.
Комлексно – тематическая МОДЕЛЬ
Принцип – тематического планирования.
Позиция взрослого – приближенная к партнерской.
Образовательная среда – более творческая.
Образовательный процесс – реализация темы в разных видах детской деятельности.
«-» - тематическая узость.
«-» – поглощение темой всего ОП, заслонение других значимых явлений.
«-» - скорее расширение представлений ребенка об окружающим мире, чем его развитие.
Предметно - средовая модель
Принцип – предметности.
Позиция взрослого – организатор предметных сред; подбирает развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Образовательная среда – ограничение только предметным материалом.
Образовательный процесс – ставка на саморазвитие ребенка.
«-» – утрата систематичности ОП.
«-» – сужение культурных горизонтов дошкольника.
«+» - технологична.
«+» - не требует творческих усилий от педагога.
Модель организации ОП
(до введения ФГОС)


Основная форма –


Модель организации ОП
(до введения ФГОС)

Учебный блок Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Основная форма –
проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам - методикам) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Предметно-развивающую и игровую среду создает педагог (уголки, зоны и др.);
закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятель¬ной деятельности.
Требования к определению содержания ФГОС
ФГОС ДО: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс»
ФГТ ООП ДО: «обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста»
ФГТ ООП ДО «…построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра
ФГОС ДО - «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)»; «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры»
ФГТ ООП ДО: «… с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей»
ФГОС ДО: «…комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях…»
ФГТ ООП ДО: «виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение)»
ФГОС ДО: «ряд видов деятельности, таких как игровая.., коммуникативная…, познавательно-исследовательская…, восприятие художественной литературы и фольклора…, самообслуживание и элементарный бытовой труд…, конструирование…, изобразительная…, музыкальная … и двигательная …формы активности ребенка

ФГТ ООП ДО: «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования»
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
Изменение содержания понятия “совместная деятельность взрослого и детей” с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
Изменение объема и содержания понятия “непосредственно образовательная деятельность”.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДО
В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.
Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом “усвоения” содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.)
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Согласно СанПиН СанПиН 2.4.1.3049-13 термин «занятие» понимается как непрерывная непосредственно образовательная деятельность (пункты 11.9, 11.10, 11.12, 11.13).
Останутся ли ЗАНЯТИЯ в системе дошкольного образования?
Занятие – занимательное дело, основанное на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
ЗАНЯТИЕ как дидактическая форма учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте. В чем отличие «занятий» от «непосредственно образовательной деятельности»? Прежде всего в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникла необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы

по ознакомлению педагогов ДОУ с требованиями ФГОС ДО

к организации образовательного процесса.

Слайд 2 Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникла необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.

Слайд 3 Образовательный процесс в ДОО – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательный процесс в каждой образовательной организации для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Слайд 4 Педагоги являются ключевой фигурой в организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой существенной роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольной образовательной организации является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя в области образовательного процесса. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО в МАДОУ детский сад № 65 проводится подготовка воспитателя, способного организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей, с учетом их интересов, особенностей.

Слайд 5 Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.

Существуют пассивные и активные формы работы. Все формы можно предоставить в виде двух взаимосвязанных групп. Групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, открытые просмотры, деловые игры и.т.д.). Индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

Слайд 6 Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация на качество образования, формирование умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. И главное - научить детей применять полученные знания в реальной действительности.

Некоторые педагоги МАДОУ детский сад № 65 испытывали затруднения в организации образовательного процесса с началом введения ФГОС ДО. Успешность образовательного процесса, работа всего педагогического коллектива дошкольной организации, зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольной организации, поскольку все направления методической работы способствует выработке единой линии действий педагогического коллектива.

Слайд 7 Анкетирование педагогов «Готовность педагогов к ведению и реализации ФГОС ДО»

В рамках реализации плана введения ФГОС ДО проводилось анкетирование педагогов «Готовность педагогов к ведению и реализации ФГОС ДО» (24.10.2014 год), где один из пунктов звучал: «Считаете ли вы, что введение ФГОС ДО положительно скажется на организации образовательного процесса?».

По итогам анкетирования сделали вывод о том, что 60% анкетируемых считают, что введение ФГОС ДО положительно скажется на развитии воспитанников, 52% считают, что введение ФГОС ДО положительно скажется на организации образовательного процесса в образовательной организации , 68% считают, что готовность педагогов к введению ФГОС ДО состоит в знании содержания ФГОС ДО.

Выяснили, какая помощь необходима педагогам и специалистам для реализации в ФГОС ДО в ДОО. Педагоги перечислили темы по введению ФГОС ДО, которые их больше интересуют и они хотели бы их обсудить. Одна из тем: «Организация образовательного процесса в рамках ФГОС ДО».

Слайд 8 Анкетирование с родителями на тему: «ФГОС ДО глазами родителей»

Также проводилось анкетирование с родителями на тему: « ФГОС ДО глазами родителей» 24.11.2014 г.

На вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменится качество образовательного процесса в ДОО в результате введения ФГОС ДО?» - 47% ответили, что улучшится, но не сильно, 30% считают, что скорее, не изменится, 21% утверждают, что значительно улучшится, а 1% думают, что качество образовательного процесса в ДОО в результате введения ФГОС ДО незначительно ухудшится.

На вопрос: « Как Вы думаете, изменится ли роль родителей в образовательном процессе в связи с введением ФГОС ДО?» - 48% родителей решили, что роль родителей в образовательном процессе не изменится, а 47% считают наоборот - роль родителей усилится, 5% ответили, что роль родителей уменьшится.

Слайд 9 Анкетирование среди педагогических работников на тему: «Готовность педагогов к реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОУ»

06.05.2015 г. проводилось анкетирование среди педагогических работников на тему: «Готовность педагогов к реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОО».

Один из пунктов звучал: «По вашему мнению, с введением ФГОС ДО уровень организации образовательного процесса?

Улучшился – 25 чел.

Ухудшился - 0;

Остался без изменения - 5 чел.

В результате анкетирования воспитателей и специалистов выявлены следующие результаты: большая часть педагогических работников считают, что с введением ФГОС ДО уровень организации образовательного процесса – улучшился. Организационные моменты с внедрением ФГОС ДО у педагогов не вызывают затруднений, они готовы делится опытом работы на различных уровнях, в рамках профессиональных конкурсов.

Подводя итог анкетирования, выбрали следующие формы и тематику работы с педагогическим коллективом, используем их в практике:

Слайд 10

11.09.2014 г. - консультация «Современные требования к планированию образовательногопроцесса в соответствии с ФГОС ДО» ;

10.09.2015 г. - консультация «Модель организации образовательного процесса в контексте с ФГОС ДО» .

Все педагоги дополнительного образования получили индивидуальные консультации «Разработка и реализация дополнительных образовательных программ с учетом ФГОС ДО» (13.10.2015 г.)

Консультация - постоянная форма оказания помощи воспитателям. Проводятся консультации для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов).

Групповые консультации планируются в годовом плане работы организации, отдельные проводятся по мере необходимости.

В процессе проведения консультации конкретизируем рекомендации, которые должны быть реально выполнимы. Подбираем методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

Слайд 11

13.02.2015 г. - семинар «Образовательный процесс в ДОУ в рамках современных требований и перехода на ФГОС ДО» .

Семинары и семинары – практикумы.

Семинары и семинары - практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду в данном направлении.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна и учитывать новую научную информацию.

Слайд 12

19.03.2015 г. - педагогический совет «Инновационные ориентиры развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО», раскрывалась тема: «Об инновациях в образовательном процессе ДОУ» .

Педагогические советы.

Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т.е. в ходе педагогического совета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

Слайд 13, 14

Март 2014 г. - показ открытой НОД в рамках недели презентации педагогического мастерства;

- январь 2015 г. - показ открытой НОД в рамках муниципальной площадки «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»;

Открытый показ.

У каждого воспитателя есть свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с воспитателем во время НОД, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.

По итогам открытого просмотра принимается решение, например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты предоставить в методический кабинет, или предложить обобщение опыта работы воспитателя.

Выявили проблемы:

1. Недостаточное оснащение РППС групп.

2. Устойчивые стереотипы поведения педагогов, у которых сложилась своя манера взаимодействия с детьми при проведении НОД.

Пути решения проблем:

1. Обогащать РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2. Организовать работу с одаренными детьми, оформить индивидуальные образовательные маршруты развития для одаренных детей, обеспечить их участие в конкурсах.

3. Обеспечить регулярное проведение дополнительной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Самообразование

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Организуем работу с педагогами в ДОО так, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Форма отчета - выступление на педагогическом совете, проведение методической работы с коллегами, консультация и т.д.

Наставничество.

Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательной организации или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения непрерывной образовательной деятельности, режимных моментов и т.д. в определенной группе.

Наставник проводит систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности в образовательном процессе.

Слайд 15

02.12.2014 г. - «Повышение качества образовательного процесса через инновационные педагогические технологии» (тематический);

07.04.2015 г. - «Конструирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО» (информационный).

Педагогические часы.

Педагогический час – одна из форм повышения квалификации педагогов. Педчасы бывают информационные и тематические. На информационных педчасах сообщается информация или идет обмен информацией между педагогами по какому-то возникшему вопросу, требующему немедленного решения. Тематический педчас посвящается какой-то определенной теме. Обычно на таких педчасах идет подготовка к тематическому педсовету.

Слайд 16

Организовано участие педагогов в вебинарах на портале «УчМет» и «Просвещение».

Слайд 17

Контроль (текущий, оперативный) по организации образовательного процесса проводился систематически. Были даны рекомендации:

При планировании непрерывной образовательной деятельности стремиться искать такие формы, чтобы дети находились в естественных видах деятельности: игре, экспериментировании, общении со сверстниками и взрослыми.

Предусматривать решение задач в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов (на прогулке, при выполнении процедур, принятия пищи).

Результат:

Организация и расположение предметов РППС осуществляются педагогами рационально, логично и удобно для детей, отвечают возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, требованиям ФГОС ДО, позволяет детям свободно перемещаться;

РППС групп обеспечивает реализацию принципа интеграции образовательных областей, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, обеспечение «зоны ближайшего развития», доступна для каждого воспитанника;

РППС оформляется в зависимости от образовательной ситуации, комплексно-тематического планирования, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей и запросов родителей.

Педагоги МАДОУ детский сад № 65 ежегодно обучаются на заседаниях методических объединений БМР.

С момента перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования педагоги прошли курсы переподготовки – 8 человек, 25% педагогов; курсы повышения квалификации – 27 человек, 84% педагогов; повысили квалификацию – 22 человека, 69% педагогов, 2 педагога (педагог – психолог, инструктор по ФЗК) являются активными участниками региональных и всероссийских семинаров, публиковались в сборниках.

Слайд 18

Существует ещё множество форм работы по ознакомлению педагогов ДОО с требованиями ФГОС ДО к организации образовательного процесса.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОО».

Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.

Ещё одна форма, которую необходимо использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей - это настрой педагога на успешную работу - « Квик – настройка»:

  1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
  2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
  3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
    дороже ценятся.
  4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
    стареть не дает.
  5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Слайд 19

Правильный подход к построению взаимодействия с детьми в образовательном процессе, делает реальным разворот к ребенку всей педагогической системы. Педагогам необходимо научиться видеть в ребенке субъекта деятельности, соответствующим образом взаимодействовать с ним, выстраивать образовательное пространство. Без этих изменений невозможно решение задач дошкольного образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Сегодня главное для педагога – научить его использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему педагогической деятельности. Всё это, конечно, требует от педагогов умения работать творчески, используя собственный потенциал. Поэтому мы стремимся помочь педагогу работать в условиях обновленной педагогической практики, решать разнообразные задачи содержания образования, выбора методических и организационных средств для осуществления образовательного процесса.


Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

С 1 января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

По ФГОС основными принципами дошкольного образования становятся:

  1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
  3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
  5. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
  6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  7. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении.
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах деятельности.
  9. Сотрудничество образовательной организации с семьей.

Стандарт преследует следующие цели:

  • повышение социального статуса дошкольного образования,
  • обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования,
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает следующие задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
  • Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
  • Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности.
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.
  • Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Т.е. обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?

1. В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.

Специфические детские виды деятельности в раннем возрасте (1-3 года):

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

Экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.

Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками;

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

Рассматривание картинок;

Двигательная активность.

Специфические детские виды деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет):

Игровая, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.;

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

Познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающей среды и экспериментирование с ними);

Восприятие художественной литературы и фольклора;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд;

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

Музыкальная (понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);

Двигательная активность (овладение основными движениями).

2. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости. Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная). Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

3. В стандарте появляются требования к результатам освоения Программы. При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок приобретает в результате освоения программы. Педагоги с помощью мониторинговых исследований на разных этапах фиксируют уровень развития ребёнка, чтобы знать, над чем нужно работать дальше.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К ним относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

  • инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
  • любознательность;
  • способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
  • развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
  • умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
  • способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.

4. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

ФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально - коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

3) речевое развитие, включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;

4) художественно - эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

5. Повышается роль семьи в работе дошкольного учреждения. Государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение будет обязано:

Консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

Информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.

Условия реализации требований ФГОС ДО в дошкольном учреждении.

Так как ФГОС ДО призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования, главное внимание должно быть направлено на обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников, активизацию инновационной деятельности и на изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям.

Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать:

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными материалами;

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;

Эмоциональное благополучие;

Возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

Наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов.

4) Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств (уголков), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Следует помнить, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы.

5) Доступность среды предполагает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Предметная развивающая среда подбирается с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Также воспитатель через организацию предметной среды должен решать задачи создания зоны ближайшего развития. Для этого педагог подбирает материалы, предназначенные детям данного возраста, но кроме них включает примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами:

во – первых, в каждой группе есть дети, опережающие сверстников в развитии, и чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание;

во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основой образовательного процесса является планирование. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.

План работы является обязательной педагогической документацией воспитателя. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

И еще: любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен учитывать следующие принципы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Такими событиями могут стать российские и международные праздники (День семьи, День матери, День доброты, День Земли и др.) или важные события в жизни коллектива (День знаний, День рождения города, Новый год и т. д.). А также это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", "Труд взрослых", "Безопасность на дорогах" и т.д.)

Алгоритм комплексно-тематического планирования:

Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель.

  • Отбирается содержание образовательного материала для разных образовательных областей.
  • Продумываются формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач.
  • Планируется развивающая среда, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенной темы.
  • Продумывается процесс обсуждения результатов проживания с детьми события недели.

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным видом планирования в работе с детьми дошкольного возраста. Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний. Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений, и «проживает» тему не спеша, успевая осмыслить и прочувствовать ее.

Осуществление проектной деятельности в детском саду.

В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.

Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых.

Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса:

Является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;

Повышает качество образовательного процесса;

Служит развитию творческого мышления.

Способствует повышению компетентности педагогов.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
    В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.
  2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.
  3. Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.
  4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.
  5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • пополнение предметно-пространственной среды;
  • подбор диагностического материала для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;
  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.

III этап - практический:

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания работы;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
  • обобщение и распространение опыта работы;
  • защита проекта.

IV этап - заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:

  • Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.
  • На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми участниками.

Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику детского сада дает пролонгированный позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный . Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований , а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа , который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога , необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта . Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:

  • в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
  • при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.

Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены Итоги , что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника . Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены .

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.

При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами . Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход,лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Разберёмся в понятиях Кто и как должен помочь учителю перейти от привычного планирования к проектированию урока? Слово «project» (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед», то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. В чём сущность системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности на уроке? См. «ФГОС НОО, раздел 1, п.7» Как анализировать процесс формирования УУД на уроке?


Что изменилось? Урок – это мастерская. 1. Учитель - организатор учебной деятельности обучающихся: консультирует, помогает ориентироваться в знаниях и получает новые знания вместе с учащимися. 2. Ученики работают с разными источниками информации: находят, отбирают, анализируют, систематизируют и демонстрируют полученные знания и умения. 3. Ученики взаимодействуют с учителем (задают вопросы, консультируются), с другими учениками, с информационными ресурсами и технологиями. 4. Обсуждаются различные точки зрения на исследуемую проблему. 5. Ученик размышляет о том, как он учится (рефлексия). 6. Планируемые результаты – оговариваются и формулируются на каждом этапе урока. 7. Вся работа на уроке носит системно-деятельностный характер, то есть предусматривает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.


Что мешает эффективной реализации требований ФГОС НОО 1. Поверхностное знакомство с нормативными документами. 2. Недоверие к учебнику как основному и наиболее эффективному средству обучения. 3. Предпочтение стереотипных стратегий деятельности. 4. Недостаточная информированность в области новой дидактики, возрастной и педагогической психологии. 5. Уровень развития у педагогов рефлексивных навыков.




Требования к НОО ГОС (2004) и ФГОС НОО (2009) ГОС НОО 2004ФГОС НОО 2009 Качественно новая личностно- ориентированная развивающая модель НОО: 1. Освоение системы ЗУНов, опыта осуществления разнообразных видов деятельности 2. Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности: познавательной, речевой, информационной, организационной. 3. Выделение межпредметных связей, интеграция предметов с целью устранения учебной перегрузки 4. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников в ходе учебно- познавательной, практической и социальной деятельности 5. Создание условий реализации способности каждого школьника, возможностей для его индивидуального развития. Системно-деятельностный подход к НОО: 1. Воспитание и развитие личности каждого ребёнка. 2. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования системы образования. 3. Ориентация на результаты образования. 4. Решающая роль содержания, способов организации образования и взаимодействия участников образовательного процесса. 5.Учёт индивидуальных, возрастных и физиологических особенностей обучающихся. 6. Преемственность всех ступеней общего образования. 7. Разнообразие организационных форм НОО. 8. Гарантируемость достижения планируемых результатов НОО


Личностные УУД ГОС НОО (2004) ФГОС НОО (2009) Личностно-ориентированная развивающая модель НОО: 1. Развивать личность, творческие способности каждого школьника. 2. Развивать интерес к учению. 3. Формировать желание и умение учиться. 4. Воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально- ценностное отношение к себе и окружающему миру. 5. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. 6. Сохранять и поддерживать индивидуальность каждого ребёнка. 1. В процессе урочной и внеурочной деятельности развивать личность обучающегося, по пяти направлениям: -спортивно-оздоровительное; - духовно-нравственное; -социальное; -общеинтеллектуальное; - общекультурное. 2. Формировать внутреннюю позицию школьника, воспитывать готовность и способность обучающихся к саморазвитию. 3. Формировать мотивацию к обучению, и познанию. 4. Формировать основы гражданской идентичности. 5. Формировать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции и социальные компетенции.


Организационные, регулятивные УУД ГОС НОО (2004)ФГОС НОО (2009) 1. Соотносить результат наблюдения, опыта с его целью. 2. Самостоятельно задумывать план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи. 3. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. 4. Определять способы контроля и оценки деятельности. 5. Устанавливать причины возникающих трудностей, находить ошибки в чужой и своей работе, уметь их исправлять, работать над ними. 1. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. 2.Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. 4. Различать способ и результат действия. Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии. 5. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих


Познавательные УУД ГОС НОО (2004) ФГОС НОО (2009) 1. В ходе наблюдений, опытов, работы с информацией обнаруживать изменения, происходящие с объектом. 2. В процессе сравнения выделять существенные признаки, сопоставлять их, объединять по общему признаку, различать целое и часть. 3. Решать практические задачи путём простейших измерений; описывать свойства и качества изучаемых объектов с опорой на готовые предметные, знаковые, графические модели. 4. Планировать и решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций. 5. Создавать оригинальные сообщения, сочинения, графические работы, разыгрывать воображаемые ситуации. 1. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности. 2. Использование знаково-символических средств, моделей и схем для решения познавательных задач. 3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, приёмами работы с информацией. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий, причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 5. Активное использование ИКТ для решения познавательных задач.


Коммуникативные УУД ГОС НОО 2004ФГОС НОО Правильное и осознанное чтение учебных, художественных, научно- популярных текстов. Определение темы и главной мысли прочитанного и услышанного текста. 2. Построение монологического высказывания на заданную тему, участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответов). 3. Элементарное обоснование высказанного суждения, проверка информации в словарях, учебных и справочных изданиях. 4. Упорядочение и представление информации по алфавиту, в таблице и по числовым параметрам. 5 Учебное сотрудничество, умение договариваться, распределять работу. 1. Освоение требований метапредметнойрограммы «Чтение: работа с информацией» 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения. 3. Определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. 4. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 5. Умение работать в материальной и информационной среде НОО в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета..Поиск необходимой информации в разных источниках.


Реализация требований ФГОС в рамках урочной и внеурочной деятельности. Формы организации урочной деятельности обучающихся Формы организации деятельности учащихся во внеурочное время Урок как коллективное действие. Учебное занятие (индивидуаль-ное, групповое, коллективное). Урок – мастерская. Урок-консультация. Урок – презентация. Урок решения проектных задач. Урок-экскурсия. Урок-концерт. Урок-конференция. Урок-отчёт. Интегрированный урок. Экскурсии (поездки или прогулки). Кружки. Секции, Круглые столы. Конференции. Диспуты. Школьные научные общества. Олимпиады, соревнования. Поисковые и научные исследования. Клубы по интересам. Общественно полезные практики.




Обучение на основе «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учебника (учителя): обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.




Русский язык: примеры (дидактические средства) учебной деятельности Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)




Математика: примеры (дидактические средства) учебной деятельности эксперименты Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач


Учимся адекватно оценивать собственную деятельность. Лист самооценки (Н.Ф.Виноградова) Оцени свою работу: подчеркни нужное: 1.Быстро,правильно,самостоятельно. 2.Правильно, но медленно. 3.Правильно, но с помощью других. 4.Быстро, но неправильно. Спасибо, ты настоящий ученик! Желаю успехов!


Осваиваем начальные формы личностной рефлексии. Лист обратной связи (Школа 2100) Зелёный цвет – «Мне было всё понятно. Со всеми заданиями справился сам». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».




Познавательная и личностная рефлексия. «Закончи высказывание». Теперь я знаю, что ….. Теперь я смогу отыскать нужный ответ в учебнике. Я сумею объяснить, почему…. Я смогу рассказать, как …. Больше всего на этом уроке мне понравилось …. Мне пока ещё трудно….


Методический конструктор Личностные УУД (самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация) Регулятивные УУД: (организация УД, воле- вая саморегуляция, контрольно-оценочная деятельность) Познавательные УУД: (чтение и работа с информацией,логичес- кие, специально-пред- метные, постановка и решение проблем) Коммуникативные УУД: (учебное сотруд- ничество; диалог и монолог; разрешение конфликтов;управление поведением партнёра) 1.Удивительно, но… 2. «Солнышко» 3. Идеальное Д/З 4. Лингвистическая карта. 5. Панель 6. Два кольца. 7.Остановка. 1. «Проверь себя» 2. Отсроченная загадка. 3. Рефлексивное сочинение. 4.Задание-ловушка 5.Вопрос-ответ 6. Оценочное окно 7. Идеальный план 1. Тетрадь открытий. 2. Лингвистическая сказка. 3. Игротека «Карусель» 4. Лови ошибку 5. Смысловое или поисковое чтение «Загляни за бугорок» 6. Разноцветные шляпы. 7.Моделирование. 1. Учебный диалог 2. Учебная дискуссия 3. Метод 6 шляп (МШ) 4.Аргумент. 5. Если бы… 6. Вопрошай-ка 7. Таймер.


Как и чем измерить эффективность посещения и анализа урока Для завуча Для учителя Для обучающихся 1. Закрепление основных направлений и целей своего профессиональ- ного роста и совершен- ствования деятельности педагога. 2. Совершенствование и отработка процедуры и инструментария оцени- вания деятельности обучающихся и педагога в ходе посещения урока. 3. Выявление положитель- ной динамики, профессио- нального роста и дости- жений педагога. 4. Создание комфортной развивающей среды в коллективе. 1. Ориентация образова- тельного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. 2. Достижение планиру- емых результатов освое- ния учебных предметов НОО и формирования УУД. 3. Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО: личностные, метапредметные и предметные результаты. 4. Личностное и профес- сиональное саморазвитие и совершенствование 1. Создание комфортной развивающей образовательной среды. 2. Повышение качества образования, его доступ- ность, открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей. 3. Укрепление физичес- кого, психологического и социального здоровья всех участников образо- вательного процесса. 4. Выявление и развитие способностей обучаю- щихся через урочную и внеурочную деятельность и ОУДО.


«Затачивайте пилу» Советуем прочитать. 1. Ермолаева К. А. Проектирование урока, направленного на формирование универсальных учебных действий: 18/ 2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – – Вып. 1(3). – С О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, Цукерман Г.А. Оценка без отметки:


Благодарю за внимание и прошу оценить выступление по 5-бальной шкале 1. Практическая значимость Доступность Научность Актуальность Насыщенность и глубина содержания Активизация внимания



error: Контент защищен !!